В канун столетия революции 1917 года глава Чечни Рамзан Кадыров в одном из своих выступлений вернулся к теме необходимости погребения тела ее вождя, а заодно и потребовал захоронить останки героя Кавказской войны Хаджи-Мурата, до сих пор находящиеся в петербургской Кунсткамере. Эта история вновь всколыхнула прессу и профессиональное музейное сообщество и стала хорошим поводом для обсуждения ближайших этических и стратегических вызовов для музеев и перспектив их преодоления.
Прецеденты нескольких последних лет, связанные с «громкими» разбирательствам и мощным медийным флером относительно содержания некоторых выставок, заставляют музейное сообщество находиться в оборонительной позиции. Специалисты все чаще сталкиваются с вопросом, как экспонировать классическое и современное искусство, чтобы не противоречить Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Тольяттинский краеведческий музей в своей проектной деятельности не раз обращался к острым и противоречивым темам. В 1999 году в партнерстве с Тольяттинским наркологическим диспансером и видными дизайнерами и психологами города была создана передвижная интерактивная выставка-лабиринт по профилактике подростковой наркомании. Она экспонировалась в шести городах страны и на международных Красноярских биеннале получила диплом «за лучший образовательный проект». Однако вопрос «Не есть ли выставка о социальном зле одновременно форма его пропаганды?», остался.
Селиксенские лагеря РККА в годы Великой Отечественной войны осуществляли предфронтовую военную подготовку. В народной памяти они остались местом трагической гибели тысяч новобранцев. Расследованию этой «сложной» страницы отечественной истории посвящен проект «Возвращение в Селиксу», ставший победителем XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.
В Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре хранится уникальная коллекция ритуальной скульптуры народов Приамурья. Вокруг этих предметов из дерева и металла строилась вся жизнь нанайского и ульчского этносов, причем не только в земном, но и сакральном мире. Поэтому их показ требовал особо корректного подхода.
Выставку «ЧП в ДНК»1 ее авторы рассматривают как шаг навстречу широкой публике. Она призвана уменьшить дистанцию между современными научными теориями и нашими знаниями о них, а также предоставить альтернативные возможности для знакомства со «сложными» для восприятия экспонатами.
К открытию выставки «ЧП в ДНК» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева в Москве был приурочен круглый стол, который собрал представителей разных профессий — музеологов, социологов, искусствоведов, художников и, конечно, музейных практиков, чтобы обсудить способы предъявления различных травмирующих тем языком музейной экспозиции.
Во многих профессиях и сферах жизни есть этические вопросы, которые требуют сложного выбора: например, кого спасать во время сложных родов — мать или дитя, выносить ли на широкую публику факты из личной жизни представителей царской династии, стоит ли публиковать архивы с фамилиями предателей или стукачей? Современные зоопарки также сталкиваются с вопросами этического характера.
В.М. Бехтерев (1857–1927) — выдающийся ученый основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, основатель Психоневрологического института (1907), который ныне носит его имя, был автором идеи создания особого музея, который он называл «Пантеоном мозга».
Автор этого сочинения — актер и стихотворец, в 1734 году вместе с российским генерал-фельдмаршалом Х.А. Минихом, при котором состоял в качестве шута, приезжал в Петербург. Покидая город, он описал свои впечатления в поэме, которая вышла в свет в 1835 году. Среди них — посещение Летнего сада, Зимнего дворца, Домика Петра I и Кунсткамеры с ее диковинками, которые, судя по тексту, ничуть не шокировали сочинителя.
Когда речь заходит о музее как социально ответственной институции, неэтично упускать из поля зрения какую бы то ни было социальную группу. Такова позиция музейных специалистов Великобритании, которые работают с дискриминируемыми меньшинствами, в том числе сексуальными, и осваивают новую для себя область — ЛГБТ-тематику.
Когда человек становится водителем или пешеходом, продавцом или покупателем и пр., он начинает подчиняться тем или иным правилам. Правила, к примеру, дорожного движения формулируются жестко и требуют неукоснительного исполнения, правила другой сферы могут достаточно мягко обозначать лишь следование сложившемуся ритуалу. Таковы правила музейного этикета.
21 декабря 2017 года под председательством В. Путина состоялось заседание Президентского Совета по культуре. Участники заседания обсудили реализацию задач, сформулированных в Указе Президента «Об утверждении основ государственной культурной политики». На повестке дня, в частности, вопросы совершенствования культурной политики государства; активизации взаимодействия с объединениями и организациями культуры, представителями творческих коллективов; законодательного регулирования культурной деятельности.
Музеи бывают разные, и все они имеют право на существование. Но есть среди них особые, которые имеют поистине общенациональную значимость. Сохранение лучших образцов наследия ковроткачества, забота о развитии и изучении этого вида искусства рассматривается в Азербайджане как дело государственной важности.
22 ноября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках долгосрочного проекта научно-методического отдела ГИМа и его партнеров (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова и компания «Нео ЭКСПО-Арт») состоялся семинар, целью которого было осмысление подготовленных историческими и историко-краеведческими музеями экспозиций и выставок к 100-летию Великой российской революции.
Школьники чаще всего попадают в музеи организованно, вместе с классом и по инициативе педагогов. Им традиционно предлагают образовательные экскурсии, но задача должна ставиться шире: пробудить живой интерес к искусству, заинтересовать скучающих и невнимательных. С такой целью сотрудниками Русского музея и была разработана программа, речь о которой пойдет в этой статье.
Нижнетуринский краеведческий музей — один из множества провинциальных музеев, составляющих значительную часть музейной сети России. Он расположен в 240 километрах от областного центра — Екатеринбурга, вдали от популярных туристических маршрутов, в городе с населением чуть больше 20 000 человек. Однако и в таких дальних уголках нашей страны сегодня открываются современные экспозиции.
В 2016 году муниципальные музеи Норильска прошли период реорганизации. В единый музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска» были объединены МБУ «Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района» и МБУ «Норильская художественная галерея». Что принесла с собой реорганизация? Каковы первые результаты и выводы? Наступил ли тот искомый синергетический эффект от объединения? Можно ли сказать, что объединение двух «старых музеев» запустило их «на новый лад»? На эти вопросы отвечает директор комплекса.
В 2018 году небольшой муниципальный музей г. Чайковский Пермского края отмечает свое 55-летие. Ежегодно он принимает до 30 тысяч гостей, знакомя их с находками Камской археологической экспедиции, национальной одеждой и предметами быта местного населения, реликвиями периода Гражданской и Великой Отечественной войн, рукописными книгами и другими экспонатами, помогая постичь историю привычных вещей и ощутить свое место в бурно меняющемся современном мире.
2017 год стал юбилейным для Российского комитета Международного совета музеев. 60 лет назад ИКОМ СССР получил статус национального комитета, и с тех пор организация отстаивает и
тересы музеев и музейных профессионалов нашей страны на мировом уровне.
Осенью 2017 года в московском Экспоцентре при поддержке ИКОМ России состоялась третья ежегодная конференция «Digital Музей. Инновационные технологии для музеев и выставочных пространств». На ее обсуждение вновь были вынесены проблемные вопросы использования цифровых технологий в музейной практике. Конференция была организована компанией МИДЭКСПО и стала частью деловой программы международной выставки «Hi-Tech Building», являющейся площадкой для диалога между представителями IT-рынка и его потенциальными клиентами.
В 2017 году ИКОМ России совместно с проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» активно занимались реализацией проекта «Инклюзивный музей», который нашел отклик и поддержку музейных специалистов со всей страны.