По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О «вредном» Пикассо, или «Детям до 16»

Анна Суворова Музей современного искусства PERMM
Ключевые слова:

Прецеденты нескольких последних лет, связанные с «громкими» разбирательствам и мощным медийным флером относительно содержания некоторых выставок, заставляют музейное сообщество находиться в оборонительной позиции. Специалисты все чаще сталкиваются с вопросом, как экспонировать классическое и современное искусство, чтобы не противоречить Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Серьезную общественную полемику вызвала выставка Пабло Пикассо «Искушение», состоявшаяся в Новосибирском краеведческом музее в 2012 году. На сайте музея была размещена информация, что выставка Пабло Пикассо экспонируется в России и выставляются работы из самого масштабного графического цикла «Suite 347»: рисунки по мотивам сценок из мира цирка, корриды и театра, большинство персонажей которых, как писала пресса, «сюрреалистически обнаженные» (всего на выставке было представлено 105 работ, созданных в технике литографии в 1990–2002 годах с рисунков Пикассо 1968 года). В период работы выставки возле музея был устроен пикет под лозунгами «Краеведческий музей  — музей искусства, а не порно», «Безбожные ‘’художники’’, вы развращаете Россию» и «В Новосибирской области министерство культуры или министерство разврата?» Одним из факторов, спровоцировавших эту волну протеста, стал возрастной маркер, присвоенный данной выставке — «16+».

К чести регионального министерства культуры стоит отметить, что закрывать выставку оно не стало. Однако устроители этой передвижной выставки в Тольяттинском краеведческом и Кисловодском историко-краеведческом музеях при ее анонсировании уже ставили маркер «18+».

Возникновение конфликта подобно описанному часто связано с двойственной интерпретацией, неверным пониманием или даже незнанием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1. На что же в первую очередь необходимо обратить внимание? Прежде всего, на статью «Сфера действия настоящего Федерального закона», где сказано, что он имеет ограниченное действие в поле культурно-художественных ценностей и ограничения касаются «оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Таким образом, даже в случае протестных обращений граждан, музей или современная арт-институция может провести экспертизу, которая определит ценность данного объекта. И здесь, конечно, в наиболее защищенном положении находятся произведения искусства и подлинные артефакты, которые имеют большую историю бытования, включены в искусствоведческий контекст, давно музеефицированны и обладают институциональной защитой. Напротив, в уязвимом положении оказываются объекты современного искусства, новые феномены культуры, которые активно дискутируются и не являются в глазах большей части граждан априорными ценностями.

Для Цитирования:
Анна Суворова, О «вредном» Пикассо, или «Детям до 16». Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: