По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль государства в становлении музея

Ширин Меликова Азербайджанский музей ковра
Ключевые слова:

Музеи бывают разные, и все они имеют право на существование. Но есть среди них особые, которые имеют поистине общенациональную значимость. Сохранение лучших образцов наследия ковроткачества, забота о развитии и изучении этого вида искусства рассматривается в Азербайджане как дело государственной важности.

Ковер в азербайджанской культуре — гораздо больше, чем просто элемент домашнего убранства: он отражает своеобразие народного мировосприятия и художественного вкуса. Многие столетия на ковре рождались, среди ковров жили, на ковре провожали человека в последний путь. В мафрашах — прямоугольной формы ковровых сумах — перевозили и хранили постельные принадлежности и одежду. Ковровые хурджуны (переметные сумы), хранилища для ложек и кисеты для соли, попоны, украшающие лошадей и верблюдов, — все это неотъемлемая часть быта. В XVI веке создавались ковры для дворцов с золотой и серебряной нитью в утке, с изображением сцен из миниатюрной живописи, ковры садовые, охотничьи. Ни с чем не сравнимые по красоте, они ценились едва ли не на вес золота. Интерес к азербайджанскому ковру не пропадает и сегодня: их лучшие старинные образцы поселились в экспозициях крупнейших музеев мира — в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее текстиля в Вашингтоне, Музее исламского искусства в Берлине, в Государственном Эрмитаже и Музее этнографии в Санкт-Петербурге, в Музее Востока в Москве, Музее турецкого и исламского искусства и Музее Вакыфлар халы в Стамбуле, в Музе истории в Тбилиси и т.д.

Азербайджанские ковры вывозились из страны столетиями, но с конца XIX века этот процесс стал приобретать все более массовый характер. В дореволюционной России развитие ковроткачества играло важную роль в экономике империи. В 1899 году Управлением земледелия и землеустройства при Министерстве торговли и промышленности был организован Кавказский кустарный комитет, главной задачей которого было развитие промыслов Закавказья и Северного Кавказа. Его сотрудники изучали технику, орнамент, сырье, орудия производства, для чего собирали лучшие образцы ковров. Были организованы специальные опытно-показательные мастерские в районах производства ковров — на территории Азербайджана в Губе. Однако приоритетным для Комитета было скорее увеличение экспорта, а не развитие ковроткачества как искусства и тем более не сохранение его лучших шедевров в стране.

Для Цитирования:
Ширин Меликова, Роль государства в становлении музея. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: