По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Свободная дискуссия: как говорить с молодежью в музее

Наталья Иевлева Государственный Русский музей
Марина Потапова Государственный Русский музей
Ключевые слова:

Школьники чаще всего попадают в музеи организованно, вместе с классом и по инициативе педагогов. Им традиционно предлагают образовательные экскурсии, но задача должна ставиться шире: пробудить живой интерес к искусству, заинтересовать скучающих и невнимательных. С такой целью сотрудниками Русского музея и была разработана программа, речь о которой пойдет в этой статье.

Художественные музеи обладают значительным образовательным ресурсом и, выполняя образовательные функции, продолжают искать новые способы приобщения молодежи к искусству. Публику художественного музея, согласно многолетним исследованиям, в основном составляют люди, имеющие высшее и неоконченное высшее образование, то есть интеллигенция, поэтому работа музея с учащимися является одновременно формированием будущей музейной аудитории.

Чтобы пробудить живой интерес школьников к искусству, заинтересовать скучающих и невнимательных, сотрудниками Русского музея была разработана новая программа. Занятия с ребятами проводятся на музейной экспозиции и временных выставках по ранее не применяемой в музее методике — в форме обсуждения отдельных произведений с группой, и участникам предоставляется свобода высказываний, основанных на собственных впечатлениях и оценках. Музейный сотрудник, ведущий такое обсуждение, не дает участникам никакой информации (о произведении, авторе и т.п.) и не оценивает высказываемых мыслей и мнений. Его роль заключается в поддержании в группе активной дискуссии.

Направленность занятия на побуждение каждого участника к высказыванию самостоятельного мнения с осознанием значимости личных впечатлений в развитии общей дискуссии соответствует ментальности современной молодежи, которая стремится к свободному выражению своих чувств и мнений. Подобный подход к работе с молодежью основан на практическом опыте и данных психологии.

У многих старшеклассников уже существуют предубеждения перед посещением музея, идущие еще из детских воспоминаний: «... мне там иногда не нравилось, особенно когда мама купила абонемент в классе во втором в Эрмитаж и ходила со мной. Ей, может быть, было интересно, но она немного не понимала, что для меня ходить 2,5–3 часа по огромным комнатам с большой массой народа, немного не то, как я себе представлял выходные»1.

У неподготовленного зрителя возникают трудности, связанные главным образом с интерпретацией произведения, но препятствием к полноценному контакту с произведением искусства становятся также затруднения иного рода — неумение рассматривать изображение, видеть его в целом и со всеми деталями, концентрировать, удерживать и переключать внимание, то есть созерцать. Эта проблема существовала всегда, но в наше время она приобретает особую актуальность в связи с вхождением в жизнь динамических визуальных средств массовой информации: видео, кино, компьютера и т.п., а с ними привычки быть увлекаемым и развлекаемым сменой картинок. Возникает так называемый «кризис внимания». Разглядывание неподвижного изображения становится все более сложным и непривычным занятием, требующим от человека уже специальных усилий по сосредоточению. К потере способности концентрации, избирательного сосредоточения внимания на объекте способствует и переизбыток непрерывно и отовсюду поступающей разноликой информации, образующей постоянный информационный фон, что ведет к формированию бессознательных защитных механизмов и снижает остроту восприятия. Отсюда появляется и закрепляется привычка потребления большого количества не переработанной информации, особенно у детей — феномен «клипового мышления», приводящий к поверхностности восприятия и мышления, что ведет к снижению способности анализа и синтеза, построению собственных умозаключений, обеднению речи.

Для Цитирования:
Наталья Иевлева, Марина Потапова, Свободная дискуссия: как говорить с молодежью в музее. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: