По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Закрыть нельзя показывать

Ключевые слова:

К открытию выставки «ЧП в ДНК» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева в Москве был приурочен круглый стол, который собрал представителей разных профессий — музеологов, социологов, искусствоведов, художников и, конечно, музейных практиков, чтобы обсудить способы предъявления различных травмирующих тем языком музейной экспозиции.

Перед участниками были поставлены следующие вопросы:

• Меняется ли отношение аудитории к шокирующим объектам в музейных экспозициях?

• «Смотреть или нет»? Должны ли музеи предоставлять выбор посетителю?

• Какова роль дизайна в решении проблемы экспонирования шокирующих объектов?

Участники обсудили опыт работы музеев с шокирующими объектами и тяжелыми для восприятия темами — от естественно-научной коллекции Ф. Рюйша в Кунсткамере до изображения человеческих трагедий в произведениях искусства, от этических проблем экспонирования произведений биоарта до трагических тем войны и насилия. Отдельно был затронут вопрос влияния на восприятие травмирующих экспозиций возрастных и личностных особенностей аудитории, а также степени ее подготовленности.

Оказалось, что понятия «травмирующая тема», «травмирующий объект» понимаются участниками круглого стола по-разному и не всеми осознаются как требующие особенных подходов и решений.

Так, Ю.В. Шубина, автор проекта «ЧП в ДНК» (ГБМТ), затронула исторический аспект темы и отметила, что остро негативную реакцию, например, на анатомические препараты психологи считают выученной: дети копируют отношение к ним родителей и нередко в своем поведении реализуют неврозы взрослых. А бывает и наоборот, там, где взрослые «заламывают руки», дети реагирует очень спокойно и естественно.

Это подтверждают и результаты исследований, проведенных Л.Я Петруниой (независимый социолог) в Биологическом музее. Оказалось, что большинство посетителей вовсе не ранит вид анатомических экспонатов, — они гораздо острее реагируют на некомфортные, с их точки зрения, условия в музее. Более того, некоторых из них «острые ощущения» даже привлекают, подогревают их интерес к музею. По мнению социолога, важно помнить, что «страх заставляет человека размышлять». С чем, правда, не все присутствующие согласились.

А.А. Сундиева (РГГУ) привела множество ярких примеров из опыта работы с трудными, травмирующими темами музеев разного профиля — исторических, художественных. Ее выступление вывело обсуждение из узких рамок конкретного естественно-научного проекта и позволило увидеть проблему шире. Военная история, археологические коллекции, этичность показа человеческих останков, живописные полотна с изображением сцен человеческих страданий и множество тем, с которыми работают в музеях, требуют от музейных специалистов продуманности концептуальной базы и грамотных дизайнерских решений, в том числе позволяющих самому посетителю сделать выбор — смотреть или не смотреть?

Для Цитирования:
Закрыть нельзя показывать. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: