По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как говорить о противоречивом опыте

Любовь Черняева Тольяттинский краеведческий музей
Ключевые слова:

Тольяттинский краеведческий музей в своей проектной деятельности не раз обращался к острым и противоречивым темам. В 1999 году в партнерстве с Тольяттинским наркологическим диспансером и видными дизайнерами и психологами города была создана передвижная интерактивная выставка-лабиринт по профилактике подростковой наркомании. Она экспонировалась в шести городах страны и на международных Красноярских биеннале получила диплом «за лучший образовательный проект». Однако вопрос «Не есть ли выставка о социальном зле одновременно форма его пропаганды?», остался.

Следующим был российско-германский выставочный проект «За и против», который представлял письма советского и немецкого солдат, участников Второй мировой войны. Тольяттинский ветеран Иван Большаков через полвека после войны написал в Германию письмо, начинавшееся так: «Здравствуй, человек, которого называют моим врагом». Этими словами позже была названа общегородская акция, объявленная музеем. Но и после этого проекта остался вопрос: «Не является ли «очеловечивание» представителя армии фашистской Германии популяризацией фашизма?».

Затем последовала целая линейка музейных проектов (в том числе совместно с Государственным Русским музеем) по интеграции в социум инвалидов и других людей «с особыми потребностями». Однако и они оставили вопросы: «Не наносит кратковременный творческий проектный музейный опыт «травму гармонией» тем, кому и без того тяжело жить на свете»?

И постоянно встают вопросы: а надо ли?.. этично ли?.. не антигуманно ли?.. Нужно ли будоражить современников, живущих в обществе, все более теряющем ориентиры, непривычными форматами и темами? Социокультурный проект — это идеальная модель встречи человека с самим собой в мире, который по своей противоречивой природе дуалистичен: день — ночь, добро — зло, принятие — отрицание, война — мир, успешность — старик и море. И целый ряд явлений мира не могут быть оценены однозначно, хотя у музея есть спасительное — подлинные факты и артефакты, но неизбежна и разность их интерпретации.

Наш новый проект «Здравствуй, советский предок!» погружает музейных посетителей в реалии 100-летней давности, в опыт самого первого — «нового», советского человека, какого еще не видел мир. Это иллюзия, что революция закончилась 100 лет назад — она жива в каждом потомке советского человека по законам психогенетики, на основании родовых связей, усвоенных сознательно и бессознательно паттернов поведения, ценностей, мифов семьи. Здесь — в «точке начала» — прорастают «новые» зерна, которые дадут плоды; здесь еще можно сравнить «новое» со «старым»; здесь могут возникнуть сильные чувства — от соприкосновения со следами «нового» в себе, внезапно обнаруженного через 100 лет после того, как оно свершилось. А, казалось бы, откуда?..

Для Цитирования:
Любовь Черняева, Как говорить о противоречивом опыте. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: