Следующим был российско-германский выставочный проект «За и против», который представлял письма советского и немецкого солдат, участников Второй мировой войны. Тольяттинский ветеран Иван Большаков через полвека после войны написал в Германию письмо, начинавшееся так: «Здравствуй, человек, которого называют моим врагом». Этими словами позже была названа общегородская акция, объявленная музеем. Но и после этого проекта остался вопрос: «Не является ли «очеловечивание» представителя армии фашистской Германии популяризацией фашизма?».
Затем последовала целая линейка музейных проектов (в том числе совместно с Государственным Русским музеем) по интеграции в социум инвалидов и других людей «с особыми потребностями». Однако и они оставили вопросы: «Не наносит кратковременный творческий проектный музейный опыт «травму гармонией» тем, кому и без того тяжело жить на свете»?
И постоянно встают вопросы: а надо ли?.. этично ли?.. не антигуманно ли?.. Нужно ли будоражить современников, живущих в обществе, все более теряющем ориентиры, непривычными форматами и темами? Социокультурный проект — это идеальная модель встречи человека с самим собой в мире, который по своей противоречивой природе дуалистичен: день — ночь, добро — зло, принятие — отрицание, война — мир, успешность — старик и море. И целый ряд явлений мира не могут быть оценены однозначно, хотя у музея есть спасительное — подлинные факты и артефакты, но неизбежна и разность их интерпретации.
Наш новый проект «Здравствуй, советский предок!» погружает музейных посетителей в реалии 100-летней давности, в опыт самого первого — «нового», советского человека, какого еще не видел мир. Это иллюзия, что революция закончилась 100 лет назад — она жива в каждом потомке советского человека по законам психогенетики, на основании родовых связей, усвоенных сознательно и бессознательно паттернов поведения, ценностей, мифов семьи. Здесь — в «точке начала» — прорастают «новые» зерна, которые дадут плоды; здесь еще можно сравнить «новое» со «старым»; здесь могут возникнуть сильные чувства — от соприкосновения со следами «нового» в себе, внезапно обнаруженного через 100 лет после того, как оно свершилось. А, казалось бы, откуда?..