По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

За рубежом

Ключевые слова:

Недавно открывшийся после обновления бренда Weltmuseum (Музей мира, бывший музей Этнологии) в Вене попал под огонь критики из-за представленной в экспозии отрубленной головы — военного трофея, принадлежавшего бразильскому племени Мундуруку. Многие ученые осудили этот факт, аргументировав свою позицию тем, что музей не предоставил ни информации о человеке, которому когда-то принадлежала глава, ни о том, каким образом экспонат попал в Европу. Куратор экспозиции Клаудия Августа утверждает, что потомки племени, у которых была приобретена голова, не возражают против публичной презентации военного трофея, и что обстоятельства его изготовления сегодня не известны.

Проблему необходимо рассматривать в контексте более широких вопросов прекзентации колониального прошлого Европы, а не только хранения и показа человеческих скальпов, голов, мумий, флейт из человеческих костей и других человеческих останков, которых достаточно много в антропологических коллекциях музеев и университетов. Дискуссия, развернувшаяся в Германии и Австрии в последние 15 лет, возникла вслед за аналогичными дебатами во Франции и Великобритании. Она была вызвана ростом требований о возвращении человеческих останков в их сообщества — бывшие колонии, где проживают коренные меньшинства (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

В Кодекс музейной этики включен призыв к музеям проявлять уважение и чуткость при презентации человеческих останков и запросах о реституции. Согласно статье 2.5, «коллекции человеческих останков и материалы, имеющие сакральное значение, могут быть приняты на хранение музеем только в том случае, если для них могут быть обеспечены надежные условия хранения, и если с ними будут обращаться с должным уважением. В работе с такими материалами необходимо строгого следовать профессиональным стандартам и учитывать интересы и мировоззрение, — если таковые известны, — членов соответствующего сообщества, этнической или религиозной группы, которым изначально принадлежали данные материалы»1.

Для Цитирования:
За рубежом. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: