По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Просто о сложном, или трижды три неба

Елена Береснева Музей изобразительных искусств, г. Комсомольск-на-Амуре
Екатерина Мякинькова Музей изобразительных искусств, г. Комсомольск-на-Амуре
Ключевые слова:

В Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре хранится уникальная коллекция ритуальной скульптуры народов Приамурья. Вокруг этих предметов из дерева и металла строилась вся жизнь нанайского и ульчского этносов, причем не только в земном, но и сакральном мире. Поэтому их показ требовал особо корректного подхода.

Показ малоизвестной коллекции и создание новой по формату музейной выставки открытого хранения стали возможны благодаря победе музея в грантовом конкурсе «Гений места. Новое краеведение» (2015–2016)1. Но сам проект — итог почти тридцатилетней работы специалистов самых разных областей по поиску, изучению и сохранению предметов культа коренных народов Амура, среди них и научные сотрудники Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре Т.А. Кубанова и Г.Т. Титорева.

Большую часть выставки составляют сэвэны — деревянные изображения многочисленных духов-покровителей обширных амурских земель и рек, личных духов-хранителей, домашних оберегов. Они созданы местными мастерами в период с конца XIX по 60-е годы XX века. Кроме сэвэнов, на выставке представлены разнообразные амулеты, полный набор атрибутов шаманских обрядов, а также традиционная посуда для одного из центральных местных сакральных событий — Медвежьего праздника.

Представленные на выставке предметы, практически вышедшие сегодня из употребления, несут на себе печать космогонических знаний народа. Необходимо было не просто продемонстрировать их этнографические особенности, но и преподнести их как произведения народного искусства, вобравшие в себя весь комплекс представлений нанайцев и ульчей о миропорядке. Грубоватая на первый взгляд природная пластика стилизованных деревянных фигур не умаляет их художественных достоинств. Функциональность была главным и решающим в предназначении сэвэнов, однако это не значит, что им чуждо понятие «красоты». Декоративное начало здесь выражается в симметрии, повторе, равновесии, соотношении разновеликих частей. Равновесие и ритм, заключенные в объемах и плоскостях деревянной ритуальной скульптуры, раскрывают ее эстетическую привлекательность. Народная традиция отбирала и сохраняла главный смысл и назначение образа-оберега. Образ глубоко символичный, тяготеющий к абстракции. Возможно, этим художественный язык амурской скульптуры интересен современным художникам, чьи работы дополняют выставку.

Для Цитирования:
Елена Береснева, Екатерина Мякинькова, Просто о сложном, или трижды три неба. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: