За этот год при участии сотрудников музеев-партнеров и экспертов благотворительных фондов и общественных организаций были разработаны обучающие видеоролики и буклеты, рассказывающие об особенностях взаимодействия с людьми с ментальной инвалидностью, о методиках создания инклюзивных мероприятий для таких посетителей. С августа по октябрь проходили две серии обучающих вебинаров, по итогам которых заинтересованные специалисты могли пройти проверочный тест и получить сертификат участника онлайн-курса.
В октябре-декабре состоялся грантовый конкурс, призванный содействовать созданию и развитию успешных музейных программ, способствующих социализации, реабилитации, творческому самовыражению, а также профориентации детей с особенностями ментального развития. Конкурс включал две номинации: «Инклюзивное развитие» — для музеев, имеющих опыт проведения инклюзивных мероприятий и желающих развивать свои программы и «Инклюзивный старт» — для музеев, впервые планирующих реализацию подобных программ на систематической основе.
52 музея из 29 регионов нашей страны представили на конкурс музейные программы для детей с особенностями ментального развития. Выбрать победителей среди такого количества достойных программ оказалось нелегко. Эта задача была возложена на Экспертный совет, состоящий из специалистов музеев, представителей общественных организаций, работающих с людьми с инвалидностью, а также родителей детей с ДЦП и особенностями ментального развития. В пятерку наиболее сильных и перспективных, по мнению жюри, вошли следующие проекты:
«Инклюзивное развитие»
• Государственный музей-заповедник «Царицыно». «Музейно-образовательная программа «Фарфоровая история».
• Музей русского импрессионизма. «Социальная история в форме комикса».
• Государственный Дарвиновский музей. «Дарвиновский музей для малышей, или Дошкольная академия для всех».
• Череповецкое музейное объединение. «Музей, в котором тепло».
• Институт русского реалистического искусства. «АРТ-профи».