По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Розеттсий камень эволюции

Юлия Шубина Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва
Ключевые слова:

Выставку «ЧП в ДНК»1 ее авторы рассматривают как шаг навстречу широкой публике. Она призвана уменьшить дистанцию между современными научными теориями и нашими знаниями о них, а также предоставить альтернативные возможности для знакомства со «сложными» для восприятия экспонатами.

СНОСКА В АННОТАЦИИ

В последние десятилетия экспонирование чучел животных и препаратов стало этической проблемой, над которой размышляют сотрудники биологических музеев2. Тем более что нередко они слышат от посетителей упреки, вызванные включением подобных коллекций, изготовленных для научной и методической работы, в музейные экспозиции.

В эпоху Просвещения граница между театром анатомическим и драматическим была куда более условной, нежели сейчас. В анатомических театрах Европы проводили вскрытия мертвых тел, и публике под приятную музыку и популярные пояснения демонстрировали строение человеческого организма. Интерес к анатомии был огромен. Обыватели платили немалые деньги за возможность увидеть внутренние органы человека или различные патологии развития.

В России история показа анатомических препаратов началась с уникальной коллекции голландского анатома Фредерика Рюйша (1638–1731), приобретенной Петром I для Кунсткамеры. И если сегодня нам кажется совершенно неуместным сопровождать подобные научные пособия кружевами, бусами и веночками, то при жизни анатома его «Рюйшевский кабинет» с мастерски забальзамированными телами, одетыми по последней моде того времени, казался посетителям восьмым чудом света.

Именно в это время стали формироваться и первые научные тератологические коллекции. Тератология (буквально — «наука об уродствах») объясняла рождение монстров уже не суевериями, а естественными причинами. Истинное значение уродства для науки впервые понял английский философ Френсис Бэкон. На века опередив свое время, в работе «Новый органон» (1620) он пишет: «Мы должны создать коллекцию всех уродств и чудесных произведений природы, чтобы понять причины их своеобразия, <…> ибо, когда природа будет познана в своих вариациях, и причины их станут ясны».

Сегодня наказ Бэкона коллекционировать «монстров» может показаться неприятным напоминанием о королевских зверинцах, цирках уродцев, старинных тератологических музеях и прочих зрелищах, предназначенных, по-видимому, для более крепких нервов наших предков. Однако для генетиков, медиков и эволюционных биологов эти собрания демонстрируют спектр генетической изменчивости организмов. Лишь в последние десятилетия, изучая эти явления, мы начали понимать, как реализуются программы ДНК — молекулярной инструкции развития всего живого на Земле.

Для Цитирования:
Юлия Шубина, Розеттсий камень эволюции. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: