Автор позаимствовал название статьи у монографии Е.Т. Гайдара, поскольку оно очень точно описывает ключевые проблемы российской истории, а соответственно и сферы наследия. После подписания ФЗ №327[footnote]1 [/footnote]появление обращений о передаче тех или иных музейных объектов религиозным организациям стало лишь вопросом времени, причем не надо забывать, что другие этноконфессиональные группы имеют такие же права, как и православные. По этой же причине количество запросов на передачу объектов наследия на основании их сакрального значения будет только расти. Конечно, политика перевода диалога в закрытый режим и отсылок к «служебной документации» какое-то время может быть продуктивной, но, к сожалению, она ведет в стратегический тупик.
Очевидно, что наследие не должно становиться ни заложником, ни разменной монетой в политических дискуссиях. Столь же очевидно и то, что «в цивилизованном обществе смена собственника или пользователя памятника культуры никак не должна повлиять ни на его судьбу, ни на его место в общественной жизни: это вопрос технический» (Мусин, 2010).
Поэтому обсуждать вопросы в формате хорошо/плохо не перспективно, равно, как и продолжать стенания про возврат к Средневековью. И дело даже не в том, что есть определенные сомнения в том, что стране удалось из него выйти, а в том, что данные проблемы интереснее рассматривать не только с этической, но и с институциональной точки зрения. При этом необходимо признать, что музей в данном случае отнюдь не единственный общественный институт, а его политика отнюдь не всегда единственно верна.
Вопросы интерпретации наследия и его «принадлежности» не являются исключительно российскими. Проблемы реституции объектов наследия — общемировой тренд, проявляющийся в самых различных ситуациях: от взаимоотношений с First nations (Fisher, 2012) до межгосударственных споров (Blake, 2015; Bernice, 2016). При этом создается ощущение, что раз Российская Федерация не ратифицировала ни Конвенцию о нематериальном наследии (2003), ни Конвенцию Фару (2011), то и проблемы, поставленные в этих программных документах, никоим образом не затрагивают Россию и наследие на ее территории.