По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музейный этикет: вчера и сегодня. А завтра?

Ключевые слова:

Когда человек становится водителем или пешеходом, продавцом или покупателем и пр., он начинает подчиняться тем или иным правилам. Правила, к примеру, дорожного движения формулируются жестко и требуют неукоснительного исполнения, правила другой сферы могут достаточно мягко обозначать лишь следование сложившемуся ритуалу. Таковы правила музейного этикета.

Музейный этикет не сложен. Одновременно он и не незыблем: меняется музей — изменяется этикет. Представляется, что ныне мы являемся свидетелями некоторых серьезных подвижек. Они станут очевидными, если сравнить «правила» музейного этикета, которые существовали вчера, да и продолжают существовать, с «советами», которые дает Йохан Идема1 в книге «Как ходить в музей»2.

Ребенок в музее

Правило гласит3: польза культурных учреждений колоссальна, но большинство малышей в возрасте до 6 лет не способны понять исторические или художественные экспозиции.

Й.И. советует. До 4-х лет дети легко справляются с абстракциями. Они настоящие мини-эксперты по творчеству Пикассо или Поллока4. Позвольте им просветить вас касательно того, что же на самом деле нарисовали эти художники. Прислушайтесь к их наблюдениям и смело задавайте трудные вопросы о тех произведениях, которые вам не понятны. Дети наверняка поделятся с вами свежими мыслями и теориями.

Экскурсовод

Правило гласит: во время экскурсии посетители музея слушают гида молча, даже в тех случаях, когда его речь построена слишком академично и «пересыпана» малопонятными искусствоведческими терминами. Все высказывания о своих впечатлениях от увиденного лучше делать во время пауз, которые специально делает гид, или по окончании осмотра.

Й.И. советует. Даже если вам попался не слишком одаренный экскурсовод, дело еще можно поправить. Просто задайте ему прагматичные прикладные вопросы. Острый, неожиданный вопрос увеличит бдительность вашего экскурсовода — да и остальных посетителей тоже — и добавит ответам остроумия и изобретательности. Кроме того, попробуйте, что называется, перейти на личности. Спросите у экскурсовода о его собственном мнении, его предпочтениях, кумирах и подключите к этому остальных участников группы. Очень скоро вы поймете, что классный экскурсовод никогда не работает в одиночку. На самом деле он командный игрок и нуждается в вас и остальных членах группы, потому что именно вы подпитываете его мастерство.

Для Цитирования:
Марина Юхневич, Музейный этикет: вчера и сегодня. А завтра?. Музей. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: