Российская строительная отрасль, являясь динамично развивающейся, основывается не только на финансировании со стороны физических и юридических лиц, приобретающих квадратные метры в многоквартирных домах. Отрасль активно субсидируют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они ежегодно выделяют средства для осуществления социального строительства на территории РФ. Предоставление средств производится в рамках ФЗ-44, который предусматривает проведение обязательных торгов. Правила подобных конкурсов предусматривают, что субъект, желающий победить, должен предложить лучшие условия и лучшую цену. Определяя победителя, государство явно выигрывает. Оно экономит государственный бюджет (сокращение расходов на строительство на 10% позволяет уменьшить количество средств, поступающих из зарубежных фондов), получает качественный продукт в короткие сроки. Кроме того, вся эта система стимулирует развитие конкурентоспособного рынка. Противодействие системе государственных закупок оказывает ряд факторов: коррупция, «черные и серые поставщики», демпинг цен, некачественные товары. Решение этих проблем — ужесточение общественного и парламентского контроля, введение конституционной ответственности субъектов, проводящих подобные закупки.
Самовольное строительство — одна из ключевых проблем Гражданского законодательства РФ, связанная с незаконным возведением жилой недвижимости на земельных участках, не предназначенных для этого, с нарушением градостроительных норм. Самовольные строения нередко вызывают социальные конфликты и провоцируют ущемление гражданских свобод и прав. Тема является актуальной в связи с недостаточной проработанностью системы законодательного регулирования возведения и легализации самовольных построек. Правовое регулирование в этой сфере постоянно меняется. Государство пытается использовать разные методы контроля за этой формой строительства: от ужесточения санкций до упрощения процедуры легализации и либерализации.
В 2005 году в России стал действовать федеральный закон, регламентирующий организацию долевого строительства. Этот ФЗ определил крайне мягкие требования к застройщикам (они должны были приобрести земельный участок для планируемого возведения объектов, опубликовать на сайте проектную декларацию). Результат: в 2010–2018 годах количество недостроенных, но профинансированных гражданами объектов недвижимости увеличилось в разы. Это привело к необходимости модификации законодательства. В 2016 году в Гражданский кодекс РФ и ФЗ 214 вносят изменения, позволяющие соединить правовую конструкцию договора эскроу и договора долевого участия. Эта конструкция, по мнению экспертов, стала попыткой улучшить ситуацию в сфере строительства, сократив количество обманутых дольщиков. Однако внедрение такого института в российскую правовую действительность крайне затруднено. В сложившихся условиях предпочтительнее расширение других способов обеспечения обязательства: страхования ответственности, повышения суммы неустойки, выплачиваемой в случаях нарушения сроков.
В рамках статьи изучена правовая природа обязательных отчислений застройщиков в Фонд защиты прав участников долевого строительства. Статья содержит анализ ФЗ от 29.07.2017 №218-ФЗ «О публично правовой компании по защите прав участников долевого строительства при банкротстве (несостоятельности) застройщиков», в том числе способов его применения на практике. В исследовании представлены взгляды российских и иностранных ученых по вопросу о создании фондов денежных средств, предназначенных для выполнения общественнозначимых функций. Сопоставлены институт обязательных отчислений с гражданско-правовыми институтами, обеспечивающими выполнение аналогичной экономической функции.
Для возведения жилых объектов на территории РФ необходимо выполнить ряд условий: создать при необходимости проектно-сметную документацию, проинформировать о планируемом строительстве органы местного самоуправления, соблюсти требования законодательства РФ о возведении объектов с учетом территориально-общественного зонирования. Любое возведение объекта вне этих рекомендаций ведет к следующим возможным вариантам развития событий: либо императивному требованию к собственнику по сносу незаконно построенного здания, либо передачи объекта третьим лицам с обязанностью последних по уничтожению построенного или его доработке в соответствии с требованиями российского законодательства. Еще один момент, которым может воспользоваться собственник, — легализация объекта в судебном порядке. Для этого гражданин должен предъявить документы, свидетельствующие о факте законного приобретения земли; материалы строительной экспертизы, подтверждающие безопасность произведенной стройки; технический план здания, договоры подряда. Суд, оценив представленные документы, может разрешить дальнейшее существование объекта.
В статье рассматриваются такие актуальные для представителей строительной отрасли проблемы, как несправедливые условия договора и злоупотребление правами со стороны недобросовестных партнеров.
В рамках данной статьи были изучены особенности финансового состояния российских строительных предприятий. Были рассмотрены основные финансовые параметры деятельности организаций строительного сектора, рассмотрены тенденции работы компаний в строительной сфере, произведена оценка состояния отрасли в целом. Были установлены основные факторы, существенно сдерживающие производственное развитие отечественных компаний, обозначены основные проблемы работы в данном секторе.
С такими явлениями, как аренда и сервитут, сталкивается любая организация, обладающая собственным земельным участком вне зависимости от ее формы собственности и профиля деятельности. В рамках как сервитута, так и операционной аренды возникают особые отношения, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. Для корректного отражения этих операций бухгалтеру необходимо строго разграничивать смежные институты. Статья содержит анализ этих явлений с точки зрения организации бухгалтерского и налогового учета в период строительства.
Главная проблема экономики и права на современном этапе — большое количество объектов незавершенного строительства на территории РФ. Счетная палата заявляет о том, что общее количество подобных недостроев составляет около 62 тысяч штук; другие аналитики сходятся во мнении, что общее количество ОНС — не менее 40 тысяч. При этом большая часть подобных объектов не была даже законсервирована. Потерянные средства из федерального бюджета — более 4 триллионов рублей. Для решения вопроса о возможном продолжении строительства необходимо обратиться к практике судебной экспертизы. Запрошенный лицензионный эксперт должен дать ответы на поставленные судом вопросы: возможно ли осуществление работ на объекте? Есть ли деформация здания? Выгодно ли продолжать СМР?
Строительство — это целенаправленная деятельность компетентных субъектов, ставящих перед собой задачу — обеспечить максимальное количество людей жильем за некоторую оплату. Строительная деятельность включает в себя несколько этапов: проектирование — планирование, привлечение средств со стороны инвесторов, заключение различных договоров с подрядчиками по поводу осуществляемого строительства. Наиболее важными в этом списке, конечно, считаются договоры с подрядчиками. Они определяют сроки, объемы потенциального строительства, устанавливают права и обязанности сторон. Однако создание подобных контрактов не защищает в полной мере всех субъектов от возможных правонарушений. Восстановление собственных прав может происходить в этой ситуации либо путем активного обращения в административные органы, либо через самозащиту права (предусмотрена статьями 12 и 14 ГК РФ), либо через обращение в судебные инстанции. Привлечь к материальной ответственности в случае неисполнения возложенных обязанностей в этом контексте возможно не всех участников правоотношений: с субподрядчиков убытки получают в порядке регресса.
В настоящий момент для российской строительной отрасли одной из наиболее актуальных проблем является потребительский экстремизм, который на отечественном строительном рынке возник как ответ недобросовестным строительным компаниям, пропускающим сроки сдачи объектов и выполняющих работы на ненадлежащем уровне. До определенного момента этот способ являлся одним из наиболее эффективных методов борьбы с застройщиками, позволяющим получить качественный объект в установленные сроки, однако, по мере его распространения, в схеме все чаще стали появляться недобросовестные лица, которыми движет отнюдь не чувство справедливости, а жажда наживы. В настоящий момент требования ряда потребителей уже вышли за грани разумного и стали представлять опасность не только для недобропорядочных застройщиков, но и честно работающих строительных компаний, затрудняя их работу.
В Конституции РФ содержится положение, провозглашающее Россию социальным государством. Социальность означает поддержку незащищенных слоев населения, выравнивание социального положения разных субъектов. Наибольшее значение в этом контексте приобретает социальная защита многодетных семей. Как следует из требований Земельного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, а также иных федеральных законов, указанным субъектам предусматривается предоставление земель для строительства индивидуальных домов. Данное нормативное положение соблюдается не всеми субъектами федерации. Для восстановления социальной справедливости необходимо обращение к органам прокуратуры, которые могут использовать весь арсенал правовых средств для улучшения ситуации — акты прокурорского реагирования, обращения в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.
При расследовании преступлений, совершаемых при возведении МКД, у представителей правоохранительных органов возникает ряд сложностей. В их числе — отсутствие специальных знаний в областях, в которых осуществляют деятельность строительные компании и другие участники процесса.
Служба кадастра и картографии была образована Постановлением Правительства РФ 25 августа 1999 года. Первоначальной задачей этой службы являлось: государственная кадастровая оценка земельных участков. С 2014 года полномочия ведомства были расширены в связи с масштабным переформатированием работы налоговой службы: теперь налог на имущество физического лица рассчитывается на основе не рыночной, а кадастровой стоимости. Показатель этой стоимости зависит от нескольких основополагающих факторов, не только юридического, но и экономического свойства: размещение объекта, транспортная инфраструктура, приближенность к объектам социального обеспечения. Объект, построенный на территории сельской местности, априори будет «стоить» дешевле, чем объект в городе. При этом городское районирование также следует принимать во внимание, учитывать стоимостные категории разных видов имущества.
При приобретении прав на земельные участки важно учитывать интересы всех сторон в процессе. Законодатель в этой ситуации является балансиром, сглаживающим фактором возможных социальных конфликтов. Это предполагает, что инициатор при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства объекта должен: проинформировать всех заинтересованных субъектов о планируемом строительстве, учесть их предложения, поданные в рамках публичных слушаний. Игнорирование интересов граждан может привести к снижению авторитетности и признанности органов местного самоуправления.
Российское гражданское законодательство дифференцирует понятия договора аренды и договора найма. Такое разграничение в международной практике не используется (за исключением, пожалуй, только стран Союзного государства, ЕврАЭС). В Чехии, которая получила независимость тридцать лет назад, договоры подобного плана разграничиваются на: договор проживания (краткосрочный) и договор аренды. При этом сам договор аренды видится чешскому законодателю как договор обычной аренды и договор бизнес-аренды (то есть использования имущества в очевидно коммерческих целях). В США договор аренды, заключаемый в письменном виде, предполагает внесение предварительного взноса. Арендодатель имеет право проверить личность арендатора по всем имеющимся базам данных. Если арендатор явно нарушил заключенный договор, то в этом случае из суммы внесенных средств удерживаются деньги для покрытия расходов. Подобная практика может быть частично использован в РФ для улучшения взаимодействия между арендатором и арендодателем.
В статье рассматривается вопрос, касающийся понуждения представителей строительных компаний к выполнению процедур и подготовке документов, не предусмотренных исчерпывающими перечнями.