По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Государственные и муниципальные закупки в сфере строительства: основные позитивные и негативные черты развития российского рынка

Российская строительная отрасль, являясь динамично развивающейся, основывается не только на финансировании со стороны физических и юридических лиц, приобретающих квадратные метры в многоквартирных домах. Отрасль активно субсидируют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они ежегодно выделяют средства для осуществления социального строительства на территории РФ. Предоставление средств производится в рамках ФЗ-44, который предусматривает проведение обязательных торгов. Правила подобных конкурсов предусматривают, что субъект, желающий победить, должен предложить лучшие условия и лучшую цену. Определяя победителя, государство явно выигрывает. Оно экономит государственный бюджет (сокращение расходов на строительство на 10% позволяет уменьшить количество средств, поступающих из зарубежных фондов), получает качественный продукт в короткие сроки. Кроме того, вся эта система стимулирует развитие конкурентоспособного рынка. Противодействие системе государственных закупок оказывает ряд факторов: коррупция, «черные и серые поставщики», демпинг цен, некачественные товары. Решение этих проблем — ужесточение общественного и парламентского контроля, введение конституционной ответственности субъектов, проводящих подобные закупки.

Строительная отрасль постоянно развивается, применяются новые способы организации компаний, базирующиеся на требованиях высокой эффективности и рациональности.

Самой популярной и достаточно эффективной формой размещения заказов в сфере строительства считаются подрядные торги.

Система государственных и муниципальных закупок является сильной составной частью, включенной в социально-экономическую структуру государства. Соответственно, как это следует из ФЗ-44, осуществление государственных закупок производится путем распределения денежных средств, входящих в бюджетные и внебюджетные фонды. Обязательное требование к такой процедуре: проведение открытого конкурса.

Хотя российская система госзакупок и является открытой и демократичной, но в это же время, как отмечает ряд исследователей, по сравнению с европейскими государствами, она, конечно, имеет и ряд недостатков. К таковым, например, могут относиться чрезвычайные протекционистские меры. Иностранные компании — производители относительно дешевой продукции не могут выйти на российские рынки, так как госзакупки ограничивают количество юридических лиц — участников торгов.

В каких странах наибольшее количество протекционистских мер? Россия не является лидером по количеству введенных протекционистских требований — их всего 22–24. Лидер — Соединенные Штаты Америки, которые в своих законодательных актах существенно ограничивают допуск на национальный рынок иностранных компания (ряд исследователей отмечают, что общее количество ограничений, действующих в США, составляет порядка 300).

Термин «подрядные торги» изучался несколькими учеными.

Азриелян А.Н. определяет подобные торги как форму размещения заказов на строительство объектов путем своеобразного подбора претендентов на конкурсной основе. Главная задача выбранных субъектов — выполнить комплекс работ в строительном секторе.

Асаул А.Н. дает этому же понятию другое определение: форма размещения заказов на строительство, которая предусматривает возможность выбора подрядчика на основе конкурса. Ключевой показатель — возможность субъекта самостоятельно, активно и четко выполнить взятые на себя обязательства в определенные сроки.

Для Цитирования:
Анна Викторовна Петрова, Государственные и муниципальные закупки в сфере строительства: основные позитивные и негативные черты развития российского рынка. Юрисконсульт в строительстве. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: