Сочетание публичных и частных интересов крайне важно при приобретении прав на земельные участки. При этом законодательству отводится решающая роль в сглаживании возможных социальных конфликтов.
Это предполагает необходимость осуществления следующих шагов:
• информирования всех субъектов о планируемом строительстве;
• учет интересов лиц, которые будут затронуты застройкой;
• предоставление одинаковых возможностей всем заинтересованным субъектам в случае реализации объекта публичной собственности.
Реализация принципа защиты прав граждан и юридических лиц возможна только в том случае, если будет произведено качественное информирование населения по вопросу изменения территориального зонирования в Генплане развития города.
Сейчас информирование предполагает размещение материалов в СМИ, учрежденных органами государственной власти и ОМСУ. Однако такие действия можно рассматривать крайне негативно: подобные СМИ читают минимальное количество заинтересованных людей из-за сокращения тиражей и общего ухудшения качества изданий.
Сообщения, размещенные в официальных СМИ, предполагают, что граждане в середине рабочего дня смогут прибыть в городскую администрацию для обсуждения вариантов смены районирования, перевода земель из одной категории в другую.
Однако в большинстве муниципалитетов подобные встречи с населением имеют консультативный, а не решающий характер. Комиссия, проводя публичные слушания, лишь учитывает мнение собравшихся, а потом рекомендует или не рекомендует менять зонирование представительному органу власти местного самоуправления.
Представительный ОМСУ состоит чаще всего из руководителей крупных региональных компаний, которые прямо или косвенно заинтересованы в изменении территории города (некоторые из представителей депутатского корпуса являются директорами строительных фирм, инициировавших процесс смены статуса территорий).
Так как отзыв депутата муниципалитета крайне затруднителен, то и решения представительного ОМСУ не всегда совпадает с официальной позицией большинства участников публичных слушаний.