Кадастровой службе в середине 2019 года исполнилось 20 лет. Отправная точка формирования института — Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945, которым предусматривалась возможность государственной кадастровой оценки земельных участков. В 2014–2016 годах полномочия службы были существенно расширены: в Налоговый кодекс РФ внесли изменения, касающиеся налога на имущество физических лиц — налогооблагаемой базой для взыскания стала кадастровая стоимость (данный базис используется не только при расчете налогов на квартиры, но и на нежилые помещения, административноделовые центры и так далее).
Федеральный закон № 284 определил, что перечень объектов, подлежащих налогообложению, устанавливается в первую очередь исполнительной властью субъекта федерации. Так как в ФЗ не были установлены критерии определения кадастровой стоимости, то в практике все чаще звучат мысли о возможности незаконного завышения или занижения кадастровой оценки.
Достоверность кадастра достигается путем оспаривания результатов подобной оценки на основаниях, предусмотренных Федеральным законом № 135 или ФЗ № 237, в судебном или административном порядке.
Причины оспаривания кадастровой стоимости
Основными причинами оспаривания принятой кадастровой стоимости считаются:
• Завышение ее показателей;
• Неправильный расчет.
Показателем возможного некачественного расчета кадастра считаются: различия в рыночной цене и кадастровой на несколько порядков, отказ от учета стоимости аналогичных объектов, размещенных в этой же местности.
Как осуществляется оспаривание? Субъект, считающий, что его недвижимость была оценена неправильно, подает иск в суд или заявление в специальную комиссию Росреестра. К этому заявлению прилагается несколько документов: отчет о независимой экспертизе объекта недвижимости; документы, подтверждающие право собственности с обязательным нотариальным удостоверением, справка-выписка из реестра недвижимости; доказательства, полученные субъектом при проведении независимой экспертной оценки.