По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Предоставление земельных участков для индивидуального строительства многодетным семьям: взгляд прокуратуры

В Конституции РФ содержится положение, провозглашающее Россию социальным государством. Социальность означает поддержку незащищенных слоев населения, выравнивание социального положения разных субъектов. Наибольшее значение в этом контексте приобретает социальная защита многодетных семей. Как следует из требований Земельного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, а также иных федеральных законов, указанным субъектам предусматривается предоставление земель для строительства индивидуальных домов. Данное нормативное положение соблюдается не всеми субъектами федерации. Для восстановления социальной справедливости необходимо обращение к органам прокуратуры, которые могут использовать весь арсенал правовых средств для улучшения ситуации — акты прокурорского реагирования, обращения в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством. Это прямо следует из положений статьи 7 (расширение понятия социальности государства возможно через трактовку прав и свобод, представленных в главе 2).

Социальность государства автоматически означает, что самым незащищенным субъектам оказывается необходимая материальная помощь: пенсионерам — дополнительные выплаты, многодетным семьям — социальная поддержка на уровне федерального и региональных центров.

Цель предоставления такой поддержки — выравнивание социального положения разных слоев населения.

Семьи, имеющих трех и более детей, находятся в явно уязвимом социальном положении, они нуждаются в заботе со стороны общества и государства. Земельный кодекс РФ закрепил юридическую возможность по предоставлению им земельных участков для строительства.

Однако органы государственной власти субъектов федерации, а также органы местного самоуправления не спешат реализовывать на практике нормы, установленные в ЗК РФ. Именно поэтому для решения подобных ситуаций необходимо задействовать меры прокурорского реагирования.

Как отмечается в статистических отчетах Генеральной прокуратуры, основной акцент делается на проверку коррупциогенности в региональных нормативных правовых актах. К ней относится: возложение дополнительных, не предусмотренных законодательством, требований к субъектам, желающим получить собственность; установление ограничительных норм при получении объекта недвижимости.

Проверка нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности приводит к соответствующим позитивным результатам.

В Ленинградской области в 2008 году был скорректирован региональный закон после вмешательства прокуратуры. Причина — в документе была установлена обязанность по заключению с многодетной семьей предварительного договора аренды такого земельного участка на период строительства дома.

В нескольких регионах России Земельный кодекс вообще не исполняется. В Московской области в администрацию муниципалитета поступило более 2 тысяч заявок от многодетных семей, однако земельный участок был предоставлен всего одной семье. Причинами невыдачи земельных участков чиновники, кстати, называют и их общий дефицит (об этом говорится в официальных письмах, поступивших в прокуратуру, от государственных служащих Республики Карелия, Саха, Приморского края, Белгородской области, Ярославской области).

Для Цитирования:
Елена Владимировна Мишина, Предоставление земельных участков для индивидуального строительства многодетным семьям: взгляд прокуратуры. Юрисконсульт в строительстве. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала