Ректор Альметьевского государственного нефтяного института Александр Дьяконов рассказал о том, как партнёрские взаимоотношения с работодателями, научными организациями и другими университетами повышают конкурентоспособность вуза, отметившего в этом году своё 65-летие.
Кооперация организаций — тенденция последних лет, приобретающая всё большее значение для сферы высшего образования. Одни из наиболее весомых по своему вкладу — консорциумы, чьи цели и задачи отвечают основным приоритетам в области научно-технологического развития (НТР) России: цифровые технологии, искусственный интеллект, связанность территории Российской Федерации и не только.
Проректор по социально-образовательной деятельности и цифровым коммуникациям Государственного гуманитарно-технологического университета Алексей Владимирович Рябцев поделился опытом работы регионального университета в системе партнёрских отношений.
Завершён отбор в государственную программу «Приоритет 2030», который подтвердил высокий интерес университетов к ней. Свыше 100 вузов уже получили базовые гранты размером 100 млн рублей, а 46 из них — дополнительные специальные гранты на общую сумму 26 млрд рублей. Среди победителей есть университеты из самых разных научных сфер, в том числе связанные с такой конкурентной в мировом масштабе и значимой для России отраслью, как аэрокосмос.
Цифровая трансформация затронула практически все направления жизнедеятельности Ульяновского госуниверситета и стала определяющим элементом новой Программы развития, рассчитанной до 2030 г.
Сорок шесть университетов из всех федеральных округов страны в рамках программы «Приоритет 2030» уже начали предпринимать первые шаги по реализации проектов, направленных на развитие исследовательского, территориального и отраслевого лидерства, а также увеличение производства наукоёмкой продукции. Более 26 млрд рублей до 2022 г. выделено на осуществление этой цели.
В онлайн-конференции, посвящённой итогам отбора творческих вузов России в программу «Приоритет 2030», приняли участие ректоры четырёх университетов, прошедших отбор в программу: Российского института театрального искусства — ГИТИСа Григорий Заславский; Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова Владимир Малышев; Театрального института им. Б.В. Щукина Евгений Князев; Российской академии музыки им. Гнесиных Александр Рыжинский.
Инженеры НИИ механики МГУ в течение двух лет с нуля полностью спроектировали и произвели шагающего робота — механику, приводы, электронику и программное обеспечение.
Московский государственный психолого-педагогический университет совместно с Ассоциацией исследователей образования в партнёрстве с ведущими российскими и зарубежными вузами, при поддержке Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA) и Европейской ассоциации исследователей образования (EERA) в 20-й раз провёл Всероссийскую научно-практическую конференцию молодых исследователей образования: «Исследования, улучшающие образование».
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) провёл инициативное исследование влияния цифровизации на поведение молодёжи на рынке труда и её готовность работать в условиях самозанятости: «Платформенная занятость как инструмент трудовой социализации представителей поколения Z».
Подведены итоги проекта Всероссийского конкурса «Твой Ход» президентской платформы «Россия — страна возможностей» по созданию коворкингов и общественных пространств в университетах. За самые перспективные идеи голосовали в группе конкурса «ВКонтакте», а затем проекты, победившие в голосовании, были представлены экспертам президентской платформы «Россия — страна возможностей», Росмолодёжи и Минобрнауки России.
Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали экономические показатели почти сотни стран, чтобы понять, окупаются ли государственные вложения в образование. Какие рекомендации можно дать правительствам и как они различаются в зависимости от уровня развития страны, экономисты рассказали в журнале «Вопросы статистики».
Высшая школа экономики выпустила новый двухтомный «Мониторинг экономики образования» (МЭО) за 2020 г. Ключевой фокус исследований — переход на дистанционное обучение в период пандемии. Кроме того, уделено внимание системному анализу развития образования, реализации мер государственной политики в сфере образования в среднесрочной перспективе.
В августе 2021 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского учёного К.Н. Скляревича. В связи с этим полезно осмыслить сделанное им в науке, спрогнозировать будущее науки с учётом его достижений. Цель статьи — на примере деятельности К.Н. Скляревича сформировать у начинающих учёных понимание фундаментальных процессов формирования новых научных знаний, закономерностей развития теории и практики на базе новых фундаментальных открытий, роли личности учёного в развитии науки.
Высшая школа экономики подписала меморандум о взаимопонимании с одним из крупнейших университетов Нидерландов — Университетом и исследовательским центром Вагенингена, который входит в число ведущих мировых научно-исследовательских институтов в области сельского хозяйства.