Проводимый с 2002 г. мониторинг экономики образования — уникальное сочетание ежегодных социологических и статистических данных. Помимо обследований ВШЭ, в нём используются социологические исследования, статистические материалы Росстата, Минобрнауки России и Минпросвещения России, а также сведения международных организаций. Детальное изучение массива данных позволяет проанализировать долгосрочные тенденции рынка образовательных услуг и реализацию приоритетных задач государственной образовательной политики.
Мониторинг исследует причины и характеристики выбора потребителей образовательных услуг, их образовательные траектории, мотивацию, стратегию и черты поведения участников рынка, создаёт фундамент для детального и объективного анализа экономики образования.
Его регулярное проведение даёт возможность прогнозировать и своевременно парировать вызовы, оценивать эффективность мер по развитию системы образования и корректировать их.
«Новое издание — это итог весьма продолжительной работы довольно широкого круга экспертов, специализирующихся в различных областях экономики образования и педагогики. Его особенность состоит в том, что оно представляет анализ наиболее острых аспектов состояния уровней образования — начиная от дошкольного и заканчивая высшим и дополнительным профессиональным — в очень непростое время. Ключевой фокус этого года — переход на дистанционное обучение, который обнажил сразу целый круг проблем. С другой стороны, в исследовании уделено внимание системному анализу развития образования, реализации мер государственной политики в сфере образования в среднесрочной перспективе. На наш взгляд, очень важно, анализируя сегодняшние реалии, не утерять мониторинговый взгляд», — отметил Николай Шугаль, координатор проекта, директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Первый том издания посвящён дошкольному, начальному общему, основному, среднему общему и среднему профессиональному образованию, а также дополнительному образованию детей.