По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сообщество, взаимодействие, партнёрство: всё о цифровых консорциумах

Кооперация организаций — тенденция последних лет, приобретающая всё большее значение для сферы высшего образования. Одни из наиболее весомых по своему вкладу — консорциумы, чьи цели и задачи отвечают основным приоритетам в области научно-технологического развития (НТР) России: цифровые технологии, искусственный интеллект, связанность территории Российской Федерации и не только.

В числе таких отечественных консорциумов, выделяющихся по масштабности целей и количеству участников, можно назвать Университетский консорциум исследователей больших данных, Консорциум по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики и Консорциум сетевых электронных библиотек.

Как они относятся к тренду на консорциумность, чего позволило им добиться активное взаимодействие? Об этом рассказывают сами создатели и участники цифровых консорциумов, нацеленных на решение приоритетных задач.

Консорциумы — для повышения цифровой грамотности

Вузы стали активно объединяться в консорциумы с осени 2020 г. Причина тому кроется в опубликованном в то время проекте программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ), разработанном Минобрнауки России (тогда — ПСАЛ, ныне — уже запущенный «Приоритет 2030»). Для участия в программе и получения грантовой поддержки важным критерием стала именно кооперация образовательных организаций. Так, более 60 университетов и научных центров объединились в 12 консорциумов. Однако потребность в партнёрстве и взаимодействии была вызвана не только формальными причинами. Напротив, участники многих действующих консорциумов, куда входят уже не только вузы, но и индустриальные партнёры, объединялись и до 2020 г. ради достижения реальных целей: консолидации ресурсов, объединения усилий, увеличения человеческого и интеллектуального капитала.

Особенно актуально это для тех консорциумов, которые ориентируются на выполнение «цифровых» задач: сбор и анализ больших данных для исследований в области образования и других социально значимых направлений, развитие цифровых компетенций у населения, повышение качества и доступности высшего образования с помощью электронной учебной литературы и др. Для достижения этих целей активное взаимодействие участников необходимо.

В чём суть такого взаимодействия?

— События последних лет отчётливо показали, что именно объединения людей, компаний являются высокоэффективными и необходимыми при достижении общей цели, будь то борьба с пандемией или решение вопроса нехватки кадров для цифровой экономики, — делится своим видением Алина Постовалова, руководитель Консорциума по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики, возглавляющая направление Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» АНО «Университет НТИ 2035». — Мы объединяем компании для того, чтобы они могли совместно решать задачи, возникающие в процессе взаимодействия между работодателями и гражданами в условиях цифровой трансформации экономики.

Среди участников этого Консорциума уже сейчас три вуза (Университет 2035, Университет Иннополис, НИУ ВШЭ), чьи компетенции и усилия дополняются вкладом крупных отечественных компаний, занимающихся цифровыми исследованиями: Сбербанк, РОЦИТ, РЖД, «Мегафон», ЭБС «Лань», Университет Минстроя, РУССОФТ, «Нетология», Аналитический центр НАФИ и др.

Все эти организации нацелены на создание условий для развития и внедрения современных и эффективных решений, позволяющих внести значительный вклад в повышение цифровой грамотности населения и уровня компетенций цифровой экономики. Один из крупнейших проектов последнего времени — двухмесячный интенсив «Готов к цифре!», запущенный Консорциумом совместно с Минцифры и Университетом 2035.

Консорциумы — для оценки влияния университетов на общество

Идею благотворного объединения разделяют и участники другого крупного консорциума — Университетского консорциума исследователей больших данных.

— С детства занимаюсь волейболом, где расписана роль каждого игрока и где только командная работа может привести к победе, — рассказывает Вячеслав Гойко, генеральный директор Университетского консорциума исследователей больших данных, директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ. — Такой подход работает и при решении сложных комплексных задач: у Томского государственного университета, инициировавшего создание Консорциума, есть свои сильные стороны, но есть и партнёры, которые могут лучше нас «отыграть» свою роль. Это тот случай, когда 1 + 1 больше двух.

Работа с big data, которая является профильным направлением деятельности Консорциума, началась в ТГУ ещё в 2016 г., а в 2017 г. уже был создан сам Консорциум. Сейчас он объединяет 40 вузов. Сбор и анализ больших данных, данных из соцсетей позволяют проводить более эффективную профориентацию для абитуриентов, оценивать влияние университета на общество и создавать прогнозные модели для выстраивания индивидуальной образовательной траектории у студентов.

Консорциум реализует также ряд проектов, которые и сами являются примером эффективного сетевого взаимодействия различных вузов. Например, в 2021 г. коллектив авторов — исследователи из восьми вузов — участников Консорциума — представил аналитический доклад «Ситуация с качеством образования в период пандемии: что показывает анализ больших данных». Проект реализуется по поручению Министерства науки и высшего образования РФ.

За несколько лет Консорциум добился определённых успехов: «Мы открыли сеть центров прикладного анализа больших данных на базе университетов, более 600 исследователей, студентов и преподавателей из вузов по всей России прошли обучение в наших образовательных интенсивах, реализуется целый ряд научных и прикладных проектов, — перечисляет Вячеслав Гойко. — Кроме того, в этом году Консорциум получил награду CDO Awards 2021 в номинации “За достижения в подготовке специалистов по управлению данными”».

Консорциумы — для повышения качества образования

Ещё один цифровой консорциум, трансформирующий вузовское сообщество, — Консорциум СЭБ, или Консорциум сетевых электронных библиотек. По числу вузов-участников он превосходит упомянутые ранее объединения, однако в него не входят индустриальные партнёры — бизнес-компании, корпорации, коммерческие структуры. Вся деятельность по развитию Консорциума СЭБ ложится на вузы и создателя проекта — образовательную систему «Лань».

— Число участников Консорциума СЭБ растёт ежемесячно, — рассказывает Александр Никифоров, директор образовательной системы «Лань», руководитель Консорциума сетевых электронных библиотек (Консорциума СЭБ). — Сейчас это 321 организация — практически половина всех высших учебных заведений страны.

Миссия Консорциума СЭБ состоит в повышении качества, доступности и конкурентоспособности российского высшего образования. Поэтому логичным и эффективным является ориентация на учебную литературу, на которой и базируется образовательный процесс. Именно учебники, пособия, курсы лекций и другие учебные материалы вузы, вступающие в Консорциум, размещают на электронной платформе образовательной системы «Лань» — так формируется единый фонд с десятками тысяч изданий, бесплатный доступ к которым получают все участники проекта. На данный момент в этом фонде уже 44 000 изданий.

— Консорциум СЭБ — это уникальный проект, который наглядно показывает, как неравнодушно, инициативно вузовское сообщество, как оно готово воспринимать новые форматы взаимодействия, в том числе в цифровой среде, — подчёркивает Александр Никифоров. — Каждый участник Консорциума вносит свой вклад в виде учебной литературы, выпущенной вузовским издательством. Так, фонд Консорциума наполнился литературой по всем дисциплинам и направлениям подготовки: от ветеринарии и ядерной физики до кинематографа и физкультуры.

По словам руководителя Консорциума СЭБ, стремительное развитие проекта во многом связано с энтузиазмом его участников: чем больше вузов вступает в Консорциум, чем больше качественной литературы оказывается в фонде, тем больше выгод получают настоящие и будущие участники. Так прослеживается ценностный аспект кооперации образовательных организаций, а сам Консорциум СЭБ становится мощным вузовским сообществом, объединяющим единомышленников — новаторов и флагманов образования.

Консорциумы — не ради консорциумов

Можно ли оценить тренд на консорциумность и взаимодействие организаций уже сейчас? По оценкам некоторых экспертов, в самом лучшем варианте только 16 % заявленных университетских консорциумов, которые организовались за последний год, способны достигнуть реальных результатов.

Однако приведённые выше консорциумы — Консорциум СЭБ, Университетский консорциум исследователей больших данных и Консорциум по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики — уже сейчас могут доказать свою эффективность и общественную значимость.

— Как оценить, эффективен консорциум или нет, решает ли он поставленные задачи или только создаёт видимость деятельности? — задаётся вопросом Александр Никифоров. — Мне кажется, всё зависит от целеполагания самих консорциумов, от уровня и от компетентности их участников. Кроме того, важны качественные и количественные результаты — и Консорциум СЭБ, как и другие университетские консорциумы, стремится к их достижению. Это принципиально важно: консорциумы только ради консорциумов — бессмысленны.

new

30 российских вузов организуют в своих регионах пятый сезон олимпиады «Я — профессионал»

Пятый сезон олимпиады студентов «Я — профессионал», которая проводится при поддержке Минобрнауки России, в этом учебном году организуют 30 вузов в 12 различных регионах страны. Всего в отборочном туре приняли участие 60 образовательных учреждений, подавших 135 заявок по разным направлениям.

Организаторами юбилейного сезона олимпиады стали: Башкирский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский авиационный институт, Московский государственный институт культуры, Московский городской педагогический университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Новосибирский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева, Российский государственный социальный университет, Российский университет транспорта (МИИТ), Самарский университет им. Королёва, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Сибирский федеральный университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Тюменский государственный университет, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет и Финансовый университет. Большая часть вузов также участвуют в программе «Приоритет 2030», объединяющей 106 российских университетов.

Кроме того, на базе ведущих учреждений высшего образования страны будут открыты 25 центров развития и оценки компетенций, которые станут площадкой для встречи студентов, работодателей и региональных властей. Они помогут будущим специалистам улучшить навыки и компетенции, сформировать индивидуальную траекторию развития, а также адаптироваться к задачам современного рынка труда, а работодателям — привлечь молодые компетентные кадры. Таким образом, будет выполнена миссия олимпиады «Я — профессионал», которая помогает талантливым студентам начинать карьеру ещё во время обучения.

Принять участие в пятом сезоне олимпиады могут студенты технических, гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских направлений подготовки. Регистрация открыта до 7 декабря на сайте проекта.

Отборочный этап состязаний пройдёт онлайн с 10 по 26 декабря, заключительный этап состоится в период с февраля по апрель, а итоги будут подведены в мае 2022 г. Все дипломанты олимпиады получат льготы при поступлении в магистратуру, аспирантуру и ординатуру ведущих российских вузов и возможность пройти стажировку в крупной профильной компании. Кроме того, золотые, серебряные и бронзовые медалисты соревнований будут поощрены денежными премиями в размере от 100 до 300 тыс. рублей.

new

Минобрнауки разработало инструкцию по поведению в образовательных учреждениях при вооружённом нападении

Министерство образования и науки РФ совместно с научным и экспертным сообществом в области безопасности разработало инструкцию по поведению в случае вооружённого нападения. Об этом сообщается в официальном Telegram-канале ведомства.

«Министерство образования и науки России совместно с научным и экспертным сообществом в области безопасности разработало инструкцию, как вести себя в случае вооружённого нападения на образовательное учреждение», — говорится в сообщении.

Согласно инструкции, сигналами о нападении являются звуки выстрелов, взрывов, крики и вид вооружённых людей за окном или в коридоре.

«В первую очередь спрячьтесь. Если вы в кабинете или аудитории, заприте двери и забаррикадируйтесь. Отойдите от окон и дверей, ложитесь на пол. Позвоните по номеру 112 и сообщите о нападении, проинформируйте друзей и близких о сложившейся ситуации через SMS или звонок, говорить надо тихо. Если вы видите сотрудников правоохранительных органов держите руки на виду, не делайте резких движений», — следует из инструкции.

Язык статьи:
Действия с выбранными: