По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Поколение Z и рынок труда в эпоху цифровизации

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) провёл инициативное исследование влияния цифровизации на поведение молодёжи на рынке труда и её готовность работать в условиях самозанятости: «Платформенная занятость как инструмент трудовой социализации представителей поколения Z».

По словам руководителя исследовательского коллектива Алана Абаева — заведующего кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы РГГУ, «исследование позволило сделать вывод, что цифровизация создала новые условия на рынке труда, которые в современном научном сообществе называются платформенной экономикой (gig ecomony)».

Также в рамках исследования было обнаружено, что различные составляющие нового вида трудовых отношений — платформенной занятости — оказывают значительное, определяющее на национальном уровне влияние на трудовую социализацию поколения Z.

Гибкие условия труда позволяют представителям молодого поколения начать трудовую карьеру раньше, чем закончить получение базового образования. «Платформенная занятость обеспечивает гибкость условий труда — гибкости рабочего времени и рабочего места, что привлекает молодое цифровое поколение. Возможность выбирать часы работы и места работы — коворкинг, кафе или дома — является крайне важным критерием труда. Всё это выступает критичными условиями того, что молодой человек может сочетать продолжение учёбы в наиболее распространённом сегодня формате получения образования — очно-гибридном — и начало трудовой карьеры», — пояснил Алан Абаев.

Кроме того, в ходе исследования выявлено, что для многих молодых людей образовательный кредит в странах, где они получают образование, любо недоступен, либо связан с условиями, которые для многих представителей поколения Z носят запретительный характер. В этой ситуации сотрудничество с платформами в качестве партнёра по предоставлению на рынок услуг и товаров выступает де-факто единственной системной альтернативой, позволяющей молодым людям получить качественное образование для построения карьеры.

Заведующий кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы РГГУ Алан Абаев отметил, что в современной экономической теории много внимания уделяется способам разрешения системной «задачи первого рабочего места», в рамках которой молодой человек, выходящий на рынок труда, даже при наличии достаточной квалификации не может претендовать на соответствующее рабочее место без опыта работы, а получить этот опыт не может, не заняв как минимум первого рабочего места. Платформенная занятость обладает принципиально более низким порогом вхождения, чем любая традиционная занятость, и тем самым позволяет решить «задачи первого рабочего места» для широкого круга профессий и специальностей для молодых людей.

Для Цитирования:
Поколение Z и рынок труда в эпоху цифровизации. Ректор ВУЗа. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: