Какие бы подходы к оценке вузов мы ни использовали, самый главный базовый процесс — это качество образования. С каждым годом становится всё труднее ответить на вопрос о способах его измерения. Безусловно, вузам нужны студенты с высокой мотивацией, ориентированные на глобальные цели, отдающие себя науке так же, как отдавало себя ей старшее поколение ради будущего страны. Но чем дальше, тем яснее становится, что нынешняя молодёжь живёт по другим принципам.
Согласно опросам, около 86 % школьников не готовы заниматься тем, что им неинтересно, — даже за очень большие деньги. Есть разные статистические данные, но все они сходятся в одном: большинство абитуриентов при поступлении в университеты разочаровываются в том, чем занимаются.
Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Они говорят: «Дайте мне смысл». Сегодняшней молодёжи важно оценивать применимость полученных знаний к целому пулу профессий и в не меньшей степени к социальным отношениям. Между выпускником школы и его будущим успехом в жизни стоят барьеры, которые сами ребята называют как «непонимание перспектив», «страх брать ответственность», «неумение выстраивать деловые коммуникации» и «отсутствие наставников и ролевых моделей». Будущее пугает сегодняшних школьников, что отражается не только на снижении интереса к научному знанию, но и к саморазвитию в целом. Кто протянет им руку? Кто будет рядом с ними, когда возникнут вопросы? Ответ один: только тот, кто способен совершать осознанный выбор и транслировать другим состояние, из которого принимаются взвешенные решения.
Существующая система школьного образования с расписанием и ограниченным набором предметов не даёт этой возможности. На протяжении 11 лет человек знает, что за него уже всё решили, а потому часто не способен совершать последовательно ответственные шаги, в том числе — формировать свои уникальные компетенции. Если мы хотим развивать молодёжное и технологическое предпринимательство, то должны создать среду, в которой можно рисковать и совершать ошибки, рефлексировать, выстраивать и проверять новые гипотезы, формировать партнёрства. Такие навыки в будущем дали бы возможность создавать серьёзные экосистемы в бизнесе и управлении.