На прошедшем в январе 2022 г. Гайдаровском форуме отмечалось, что пандемия заставила пересмотреть работу учреждений высшего образования: от набора обучающихся до форматов преподавания и перспектив трудоустройства выпускников. Управление коллективом в онлайнрежиме тоже требует новых навыков. В 2015 г. КБГУ вступил в период трансформации вуза в соответствии с современными трендами, а с 2020 г., несмотря на сложную эпидситуацию, начался период его интенсивного продвижения. Пандемия, необходимость работы в удалённом формате стали стимулом для интенсификации процесса цифровизации вуза. При этом проблема управления персоналом вышла на первый план. В связи с включением Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова в государственную программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» https://kbsu.ru/news-category/prioritet-2030/ изменился формат управления деятельностью вуза. В декабре 2021 г. система администрирования дополнена структурой, которая активизирует происходящие в университете процессы, выводит управленческие функции на новый уровень. Об этом рассказывает и. о. ректора КБГУ Юрий Альтудов.
В условиях политики импортозамещения и возросшего спроса на отечественные разработки открываются новые возможности для обеспечения прогресса российской науки и образования. Сегодня вузы, научно-исследовательские центры, корпорации и предприятия всё чаще объединяют свои усилия и опыт для достижения совместных целей по подготовке высококлассных кадров, созданию инновационных проектов и технологий. Такая кооперация позволит выйти всем участникам этого процесса на качественно новый уровень развития. Технологический университет им. А.А. Леонова в Королёве стал участником консорциума, организованного Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) с целью создания совместно с крупными корпорациями и вузами нашей страны сети технологических центров в рамках реализации федеральной программы «Приоритет 2030». Соглашение о его создании было подписано 17 марта на расширенном заседании Наблюдательного совета Регионального научно-образовательного кластера «Северо-Восток» в Королёве. Первый в России региональный технологический центр аддитивных технологий будет открыт в Технологическом университете для создания изделий ракетно-космической техники.
Удмуртский госуниверситет — на пороге больших перемен. В минувшем году вуз стал одним из победителей в престижном конкурсе Министерства высшего образования и науки России «Приоритет 2030» и в ближайшие годы должен претерпеть большие изменения.
О том, как Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва реализует программу своего развития в рамках проекта «Приоритет 2030», рассказал и. о. ректора Дмитрий Глушко.
В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) — участнике федеральной программы «Приоритет 2030» — создан образец полимерного материала, который станет основой будущей тары для перевозки горюче-смазочных материалов в районах Арктики. Разработка технологии создания полноразмерной тары на основе полимерного композита является одним из стратегических направлений развития университета.
Представители ФГАНУ «Социоцентр» на вебинаре «Подготовка ежегодного отчёта о результатах реализации программы развития университета за 2021 год» ответили на самые частые вопросы представителей университетов — участников программы «Приоритет 2030», получивших базовую и специальную части гранта, а также университетов, находящихся в статусе «кандидат». К трансляции подключилось свыше 400 слушателей.
Сотрудники лаборатории квантовых информационных технологий радиофизического факультета Томского госуниверситета с коллегами из Москвы и Новосибирска впервые в мире продемонстрировали лазерное излучение на NV-центрах в алмазе при оптическом возбуждении. При помощи алмазных лазеров будут созданы быстродействующие интегральные квантовые сенсоры магнитного поля, которые помогут приблизить создание квантовых компьютеров на основе алмаза.
Hаучная школа «Плавучий университет 2022» объeдинила пять городов от запада до Дальнего Востока России, сообщили в прeсс-службe Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.
На основе численного моделирования и на примере натурных исследований аллювиальных россыпей Камчатки, Алтая и Прибайкалья учёные геолого-геофизического факультета Новосибирского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН доказали, что электротомография может быть использована в качестве основного метода поисков и разведки россыпей.
Россия — великая многонациональная страна с богатой и разнообразной культурой. Мы поистине гордимся российским образованием, и оно заслуженно считается одним из самых сильных и лучших в мире. Сегодня в России обучается более 4 млн студентов, из них около 400 000 — иностранные. Всего в нашей стране более 700 образовательных организаций высшего образования, и мы имеем колоссальные ресурсы для существенного увеличения доли иностранных студентов.
Высшая школа экономики представила результаты второй части мониторинга качества приёма на бюджетные и платные места российских вузов в 2021 г. — «Укрупнённые предметные группы (направления и специальности)». Руководителем исследования выступил научный руководитель НИУ ВШЭ, руководитель направления Института образования НИУ ВШЭ кандидат экономических наук Ярослав Кузьминов.
Санкции западных держав распространились и на науку, и на образование. Британская рейтинговая компания QS — составитель одного из самых известных международных рейтингов вузов — приостанавливает активное сотрудничество с российскими и белорусскими партнёрами. О том, как устроен вузовский рейтинг QS, а также о необходимости развивать в России свой внутренний университетский рейтинг рассказал на страницах «Российской газеты» профессор, академик Российской академии образования Михаил Эскиндаров. По согласованию с автором публикуем более полную версию его размышлений.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустил статистический сборник «Индикаторы образования: 2022». 11-е по счёту издание серии содержит ряд новаций, в частности, включены данные об участии населения в непрерывном образовании, онлайнобучении и подготовке кадров для цифровой экономики. На данных по итогам 2020 г. авторы проиллюстрировали некоторые значимые характеристики сферы высшего образования — важнейшего сегмента, предопределяющего развитие человеческого капитала страны.
В феврале 2022 г. исполняется 101 год со дня рождения выдающегося учёного Бориса Авраамовича Трахтенброта. В связи с этим полезно осмыслить сделанное им в науке. Цель статьи — на примере результатов научной работы Б.А. Трахтенброта сформировать у начинающих учёных понимание фундаментальных процессов эволюционного и революционного подходов к формированию новых научных знаний, закономерностей развития теории и практики благодаря новым научным открытиям, роли личности учёного в развитии науки.