В статье группой экспертов в области землеустройства и кадастров проводится критический анализ и постатейный комментарий текста проекта федерального закона «О землеустройстве» (ID проекта — 02/04/01–19/00087994; дата создания — 28.01.2019; разработчик — Минэкономразвития России) с точки зрения нормативно-правового обеспечения организации рационального использования земель и их охраны в системе стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как одного из главных механизмов обеспечения национальной безопасности страны. Необходимость подготовки такого документа продиктована наличием наряду с положительными тенденциями целого ряда негативных проявлений, многие из которых имеют все более усиливающее влияние на развитие всех отраслей экономики и особенного агропромышленного комплекса. К их числу относятся ускоряющиеся процессы деградации земель, неурегулированность отношений собственности на землю и связанную с этим криминализацию рынка недвижимости, искаженность и неполноту информации о состоянии и организации использования земельных ресурсов и следующую за этим низкую эффективность управления ими, земельную неустроенность межселенных территорий и др. Главной причиной проявления и развития этих тенденций, по мнению большинства ученых и специалистов, является аморфность земельной политики. Это определяется отсутствием координации деятельности множества властных структур, по которым рассредоточены функции, полномочия и ответственность в сфере управления земельными ресурсами. Многочисленные реорганизации земельной службы привели к разрушению систем земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель.
Землеустройство в сельскохозяйственной отрасли — ключевой фактор и главный инструмент устойчивого социального и экономического развития сельских районов, поддержания устойчивых источников средств к существованию, социальной стабильности, обеспечения жильем, осуществления права на достойное питание, сбережения продуктивных земель.
В статье приведен ретроспективный анализ приемов и методов землеустройства как механизма реализации государственной земельной политики. Выявлены положительные и отрицательные стороны проводимых ранее землеустроительных работ. Рассмотрен Федеральный закон «О землеустройстве» с обозначением состава, содержания и порядка выполнения землеустроительных действий. Определена необходимость применения комплексного (целостного) подхода к современной научной концепции землеустройства в качестве основного инструментария организации рационального использования земельных ресурсов государства. Резюмируя, предлагаемый законопроект «О землеустройстве» ведет к разрушению системы землеустройства, потере государственного статуса землеустроительных мероприятий, а также к разрушению территориальной платформы социальноэкономического развития государства в целом, поскольку законопроект затрагивает только сельскохозяйственные земли.
В процессе формирования нового земельного строя России сформированы новые системы земельных отношений и землепользования. Однако основной механизм их совершенствования — землеустройство сохранило в значительной степени содержание дореформенных мероприятий. В работе дается современная характеристика объекта, субъекта и целей землеустройства. На этой основе предлагается провести совершенствование его технологии и содержания применительно к сельскохозяйственному землепользованию. Это позволяет оценить предлагаемый законопроект «О землеустройстве».
Рассмотрены принципиальные положения проекта нового Федерального закона «О землеустройстве». При этом высказаны критические замечания по нему и предложено провести его широкое обсуждение с профессиональным сообществом. Сделан вывод, что текст проекта, который размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, требует существенной доработки.
Важнейшим условием или даже требованием выступает уровень правого обеспечения землеустроительной деятельности. Поэтому появление Федерального закона «О землеустройстве» как основополагающего нормативного документа, направленного на организацию рационального и эффективного использования каждого земельного участка и земельных ресурсов, в целом является важнейшим документом в общей системе регулирования земельных отношений страны. Однако представленный документ, по нашему мнению, требует коренной перестройки с целью доведения его до норм реального и объективного землеустройства в общей системе народного хозяйства.
В статье рассмотрен подготовленный Минэкономразвития РФ проект федерального закона «О землеустройстве». Принципиальное несогласие с авторами проекта высказано по сущности и видам землеустройства, видам землеустроительных документов, о землеустроителях и порядке планирования землеустроительных работ.
На основе характеристики и анализа современной системы подготовки кадров для землеустройства и действующего законодательства разработаны предложения в проект закона «О землеустройстве», подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации.
В статье приведен анализ проекта нового закона «О землеустройстве». Изложены пожелания по совершенствованию документа и приведению его в соответствие с нормативно-правовой базой, регламентирующей земельно-имущественные отношения в России.
В статье приводится ряд положений, связанных с уточнением в законопроекте информационного обеспечения изучения состояния и планирования использования земель, обязательности применения результатов землеустройства. Учет уровня плодородия почв для регламентации режима использования сельскохозяйственных земель осуществим только на основе формирования и кадастрового учета отдельных видов угодий в виде зон функционального использования территории.
Настоящая публикация в ходе авторского анализа проекта федерального закона «О землеустройстве» содержит некоторые поправки основных определений законопроекта, установление правовой связи между землеустройством территории и единым государственным реестром объектов недвижимости на ней.
Статья посвящена новому законопроекту «О землеустройстве», подготовленному Минэкономразвития России (текст по состоянию на 28.01.2019 г.). Выполнен постатейный анализ подготовленных норм законопроекта. Целью нового законопроекта является обеспечение рационального использования земель, на которых ведется сельское хозяйство. Рекомендовано изменить название на иное, отражающее основное содержание законопроекта, связанное с разработкой сельскохозяйственного регламента, а также определением порядка осуществления проекта землеустройства в предложенной территориальной зоне сельскохозяйственного назначения. Сделан ряд замечаний по тексту законопроекта.