В развитии нашей страны наступил важнейший этап — в основном завершилась стадия реформирования и перед обществом стоит задача по выбору основного вектора эволюционного развития на длительный период — своеобразная точка бифуркации. Это же в полной мере связано с земельным строем. Определение (общественное признание) его основных параметров определит вектор развития и сделает дальнейшее совершенствование земельного строя более осмысленным и понятным обществу.
Каковы же ориентиры современного земельного строя, обеспечивающего стабильное устойчивое развитие экономики страны [1]? Система земельных отношений обеспечивает реальное разнообразие и равноправие форм собственности на землю, формирование эффективного собственника и рыночно ориентированного пользователя, системность отношений, устойчивость собственности при усилении гибкости и маневренности системы использования земли, формирование единого объекта недвижимости. Система землепользований создает и сохраняет многообразие форм и размеров землепользований и земельных участков при примате интересов среднего класса товаропроизводителей, обеспечивая трансформацию приусадебного землепользования в мелкотоварное фермерское землепользование, устойчивость систем землепользования, усовершенствование параметров землепользования с устранением возникающих недостатков. В системе механизмов управления придание главенствующего институционального положения земельной политике как стержню дальнейшего реформирования земельного строя. Земельная политика современного периода предполагает гибкий механизм приватизации и огосударствления земель, переход от пассивного (кадастр и регистрация) к активным управленческим действиям государства (землеустройство) в сфере регулирования землепользования; отход от фискальности земельной политики (стремления к максимуму налоговых поступлений, связанных с использованием земли в текущий момент) и переход к формированию институтов долгосрочного действия, обеспечивающих устойчивость и эффективность общественно-политической системы и земельного строя; открытость процедур управления земельными ресурсами; целенаправленную и эффективную инвестиционную земельную политику, ослабление разобщенности — отраслевого принципа управления земельными ресурсами и усиление единообразия — государственности управления; предотвращение монополизации систем землепользования и коррупционности в системах управления им; систему быстрого государственного информационного обеспечения принятия управленческих решений (мониторинг, учет, изучение земель на основе современных ГИС-технологий); открытость и публичность информационных ресурсов; разветвленную систему земельного контроля и усиление его общественной составляющей.