По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Земельная политика Российской Федерации под угрозой новой редакции закона «О землеустройстве» (мнение экспертов)

Папаскири Т. В. д-р экон. наук, канд. с.-х. наук, декан факультета землеустройства E-mail: t_papaskiri@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Черкашина Е. В. д-р экон. наук, профессор кафедры землеустройства E-mail: cherkashina@infokad.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Чепурин Е. М. канд. экон. наук, председатель УМС по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры», профессор кафедры землеустройства E-mail: umo-guz@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Петрова Л. Е. канд. геогр. наук, доцент, зам. завкафедрой землеустройства E-mail: l_petrova.08@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Семочкин В. Н. канд. экон. наук, профессор кафедры землеустройства E-mail: vns1947@yandex.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье группой экспертов в области землеустройства и кадастров проводится критический анализ и постатейный комментарий текста проекта федерального закона «О землеустройстве» (ID проекта — 02/04/01–19/00087994; дата создания — 28.01.2019; разработчик — Минэкономразвития России) с точки зрения нормативно-правового обеспечения организации рационального использования земель и их охраны в системе стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как одного из главных механизмов обеспечения национальной безопасности страны. Необходимость подготовки такого документа продиктована наличием наряду с положительными тенденциями целого ряда негативных проявлений, многие из которых имеют все более усиливающее влияние на развитие всех отраслей экономики и особенного агропромышленного комплекса. К их числу относятся ускоряющиеся процессы деградации земель, неурегулированность отношений собственности на землю и связанную с этим криминализацию рынка недвижимости, искаженность и неполноту информации о состоянии и организации использования земельных ресурсов и следующую за этим низкую эффективность управления ими, земельную неустроенность межселенных территорий и др. Главной причиной проявления и развития этих тенденций, по мнению большинства ученых и специалистов, является аморфность земельной политики. Это определяется отсутствием координации деятельности множества властных структур, по которым рассредоточены функции, полномочия и ответственность в сфере управления земельными ресурсами. Многочисленные реорганизации земельной службы привели к разрушению систем земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель.

Литература:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Феникс, 2010. — 64 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.01.2017 № 3 «Об утверждении Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.».

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632‑р).

5. Российская Федерация. Водный кодекс Российской Федерации: от 03.06.2006 № 74‑ФЗ: офиц. текст. — М.: Эксмо, 2017. — 130 с.

6. Российская Федерация. Градостроительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Эксмо, 2016. — 210 с.

7. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации: (принят ГД РФ 31.11.1994), № 51‑ФЗ: офиц. текст. — М.: Моркнига, 2017. — 512 с.

8. Российская Федерация. Земельный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: (принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 10 окт. 2001 г.). — М.: Проспект, 2017. — 192 с.

9. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве: федер. закон: (принят Гос. Думой 24 мая 2001 г.: одобр. Советом Федерации 6 июня 2001 г.). — М.: Гросс Медиа, 2016. — C. 90–98.

10. Российская Федерация. Законы. Об экологической экспертизе: федеральный закон от 23.11.1995 № 174‑ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).

11. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

12. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О кадастровой деятельности».

13. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».

14. ГОСТ 17.5.1.02–85 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации.

15. ГОСТ 17.5.1.02–85 (взамен ГОСТа 17.5.1.02–78) «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации».

16. ГОСТ 17.5.3.04–83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель».

17. ГОСТ 27593–88 «Почвы. Термины и определения».

18. Англо-русский и русско-английский словарь терминов и терминологических выражений в области землеустройства и кадастров / Под ред. академика РАН С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2017. — 436 с.

19. Волков С.Н. Землеустройство: В 9 т. — М.: Колос, 2001–2009.

20. Волков С.Н. Землеустройство: учебник. — М.: ГУЗ, 2013. — 992 с.

21. Волков С.Н. Современное состояние земельных отношений, землепользования и землеустройства в Российской Федерации и научное обоснование основных направлений их регулирования в АПК // Материалы к докладу на заседании Президиума Российской академии наук. 28 марта 2017 г. — М.: ГУЗ, 2017. — 72 с.

22. Волков С.Н. Земельная политика и управление земельными ресурсами в Китае. — М.: ГУЗ, 2019. — 424 с.

23. Волков С.Н., Бугаевская В.В., Бугаевский Ю.Л., Бугаевский С.Ю., Киевская Е.С. Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве: учебник для вузов / Под ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2018. — 600 с. 24.Волков С.Н., Хлыстун В.Н. Актуализация системы управления земельными ресурсами агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2018. — № 6. — С. 5–7.

25. Закон США «О федеральнойземельной политике и землеустройстве». Сост.: Бюро по землеустройстве Министерства внутренних дел и Правовое управление Министерства труда США, Вашингтон, округ Колумбия / Пер.Г. В. Ковалевской; под ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2016. — 220 с.

26. Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., Пэн Юньлун. Землеустройство как основной механизм ввода в оборот не используемых земель сельскохозяйственного назначения // Московский экономический журнал. — 2017. — № 2. — 12 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://qje.su/selskoe-hozyajstvo/moskovskijekonomicheskij-zhurnal-2‑2017‑11/ 27.Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики: монография / Под общ. ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2017. — 568 с.

28. Организация рационального использования и охраны земель в сельскохозяйственных организациях (внутрихозяйственное землеустройство) / Под общ. ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2015. — 588 с.

29. Папаскири Т.В. Организационно-экономический механизм формирования системы автоматизированного проектирования в землеустройстве: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Папаскири Тимур Валикович. — М., 2016. — 399 с.

30. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: научно-практическое пособие / Под ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2018. — 344 с.

31. Папаскири Т.В. О концепции цифрового землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 11. — С. 5–11.

32. Папаскири Т.В. Разработка Федеральной Целевой Программы «По созданию системы автоматизированного землеустроительного проектирования (САЗПР) и пакета прикладных программ (ППП) на выполнение первоочередных видов землеустроительных и смежных работ на территорию Российской Федерации» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2014. — № 4. — С. 14–25.

33. Волков С.Н. Проектирование и экономическая оценка мероприятий по повышению плодородия почв при внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственных организаций. — М.: ГУЗ, 2017. — 216 с.

34. Сулин М.А. Землеустройство. — СПб.: Лань, 2011. — 448 с.

35. Хлыстун В.Н. Каким быть новому закону о землеустройстве. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 11. — С. 5–9.

36. Хлыстун В.Н. Приоритетные направления исследований в сфере земельных отношений и управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 8. — С. 5–11. 37.Хлыстун В.Н. Современная земельная политика и направления ее совершенствования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2018. — № 8. — С. 8–11.

Анализ проекта закона о «Землеустройстве» показал наличие существенных недостатков юридического характера, несоответствие понятийного аппарата сложившейся отечественной и мировой теории и практике землеустройства, упрощение основополагающих (фундаментальных) понятий, отсутствие ряда базовых понятий вообще, противоречия отдельных положений, как внутри отдельных предложений, так по тексту в целом; несоответствие ряда положений рассматриваемого документа действующим законам, подзаконным актам и нормативной документации.

Принятые в проекте закона положения большинства статей не обоснованы и неадекватны сложившимся земельным отношениям, т. е. не отражают всех обстоятельств правового и территориального использования земель различного целевого назначения, при этом не учитываются особенности использования земель различных категорий, просматривается упрощенный подход к регулированию государством сложных процессов на земле вплоть до самоустранения государства от своих прямых обязанностей с передачей этих функций на более низкий уровень. Все это ведет к субъективным методам управления земельными ресурсами страны и коррупции.

Само понятие «землеустройство» из главного механизма реализации государственной политики по управлению использованием земельными ресурсами страны по идеологии, принятой авторами проекта закона, превращается в «объект государственного управления», что говорит о полном непонимании сути землеустройства, его социальном, экономическом, экологическом и организационно-территориальном значении.

Приведенное в «Пояснительной записке» обоснование положений закона сводится к искажению (намеренному) существующих положений Федерального закона «О землеустройстве» ФЗ-78 (целей, задач и возможностей) путем предоставления описаний нерешенных проблем регулирования земельных отношений, таких как недостатки землепользований, сохранение плодородия сельскохозяйственных земель некоторых категорий, определение видов разрешенного использования, не имеющих непосредственного разрешения в самом законе.

Для Цитирования:
Папаскири Т. В., Черкашина Е. В., Чепурин Е. М., Петрова Л. Е., Семочкин В. Н., Земельная политика Российской Федерации под угрозой новой редакции закона «О землеустройстве» (мнение экспертов). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: