По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в совершенствовании

Стафийчук И. Д. канд. экон. наук, профессор кафедры землеустройства, Почетный землеустроитель России, заслуженный землеустроитель Республики Башкортостан, действительный член Международной академии аграрного образования E-mail: Stafi jchuk@mail.ru, Башкирский ГАУ, г. Уфа
Губайдуллина Г. Р. канд. экон. наук, доцент кафедры землеустройства E-mail: Gulnazik_Yangi@mail.ru, Башкирский ГАУ, г. Уфа
Лукманова А. Д. канд. с.-х. наук, доцент кафедры землеустройства E-mail: lyk_alfi ya@mail.ru, Башкирский ГАУ, г. Уфа

В статье рассмотрен подготовленный Минэкономразвития РФ проект федерального закона «О землеустройстве». Принципиальное несогласие с авторами проекта высказано по сущности и видам землеустройства, видам землеустроительных документов, о землеустроителях и порядке планирования землеустроительных работ.

Литература:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // СПС «Консультант Плюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78‑ФЗ «О землеустройстве» (ред. от 31.12.2017) // СПС «Консультант Плюс».

В России накоплен богатый опыт проведения землеустройства и его правового обеспечения для регулирования земельных отношений, организации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Глубокие исторические корни имеет землеустроительная служба России. Применительно к задачам землеустройства формировалась система подготовки кадров.

Виды землеустройства, его содержание и порядок проведения в условиях современных земельных преобразований определяет Федеральный закон от 18.06.2001 № 78‑ФЗ «О землеустройстве». Он был принят в период острых теоретических споров о путях земельных преобразований в стране и, безусловно, нуждается в совершенствовании. Поэтому вполне обоснованно Правительство Российской Федерации распоряжением от 08.11.2018 № 2413‑р поручило Минэкономразвития подготовить новую редакцию Федерального закона «О землеустройстве». Проект федерального закона предусмотрено в декабре 2018 г. рассмотреть в Правительстве РФ, а в апреле 2019 г. — в Государственной Думе Российской Федерации с последующим сопровождением рассмотрения его в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Изучение проекта закона показывает, что он изобилует ошибочными положениями. Остановимся только на основных правовых и методических положениях.

1. Согласно Земельному кодексу РФ (ст. 68) и Федеральному закону от 18.06.2006 № 78‑ФЗ «О землеустройстве» (ст. 1) землеустройство включает изучение состояния земель, образование землепользований и землевладений, организацию их территории для сельскохозяйственного производства, охрану земель, а также установление на местности границ административно-территориальных образований, зон, землепользований и землевладений [1]. Это было, есть и должно остаться сферой землеустроительных действий. Тем более, что процесс разграничения земель государственной собственности не завершен.

Авторы проекта закона исключили эти виды работ из основных задач землеустройства (п. 2 ст. 3) и самого закона «О землеустройстве».

2. Согласно ст. 1 Федерального закона № 78 «землеустроительная документация — это документы, полученные в процессе землеустройства» [3]. В ст. 19–22 приведен перечень этих документов. А авторы проекта все многообразие землеустроительных документов сводят к трем предлагаемым ими видам документов: сельскохозяйственный регламент, землеустроительный план и соглашение о проведении землеустройства.

Для Цитирования:
Стафийчук И. Д., Губайдуллина Г. Р., Лукманова А. Д., Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в совершенствовании. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: