По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Предложения к проекту федерального закона «О землеустройстве»

Тарбаев В. А. канд. с.-х. наук, заведующий кафедрой «Землеустройство и кадастры» E-mail: tarbaev1@mail.ru, Саратовский государственный аграрный университет, г. Саратов
Янюк В. М. д-р с.-х. наук, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры» E-mail: yanyuk96@rambler.ru, Саратовский государственный аграрный университет, г. Саратов
Липидина Г. О. ст. преподаватель кафедры «Землеустройство и кадастры» E-mail: LipidinaGO@yandex.ru, Саратовский государственный аграрный университет, г. Саратов

В статье приводится ряд положений, связанных с уточнением в законопроекте информационного обеспечения изучения состояния и планирования использования земель, обязательности применения результатов землеустройства. Учет уровня плодородия почв для регламентации режима использования сельскохозяйственных земель осуществим только на основе формирования и кадастрового учета отдельных видов угодий в виде зон функционального использования территории.

Новые законодательные инициативы, связанные с реанимацией землеустройства как обязательного механизма реализации системного подхода организации рационального, экологически безопасного использования земельных ресурсов в современных институционных и экономических условиях, несомненно, важны и актуальны. Эффективность перехода на новые принципы регламентации режима использования сельскохозяйственных земель во многом будет зависеть от работы механизмов взаимодействия с существующими земельно-информационными системами кадастра и мониторинга, наличия ресурсов для практической их реализации. Проводимые в настоящее время агрохимические обследования в рамках мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и формируемая на их основе Федеральная государственная информационная система «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» не соответствуют решению задач информационного обеспечения функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами. Это предопределено набором определяемых параметров, методикой отбора образцов и пространственного отображения результатов, осуществляемых на практике только агрохимических обследований. Учитывая невозможность создания дополнительных земельно-информационных систем и масштабных почвенных обследований, на уровне федерального закона необходимо уточнить само понятие характеристики плодородия как информации для функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами.

Из положений, раскрывающих само понятие «норматив» в системе управления земельными ресурсами, включая землеустроительное проектирование, предлагается привести в ст. 1. законопроекта «Основные понятия…» следующее определение показателя плодородия почв через нормативную урожайность (продуктивность):

  • «количественный показатель плодородия, как отдельных участков сельскохозяйственных угодий, так и землепользования в целом, измеряется величиной нормативной урожайности культур на пашне и нормативной продуктивности естественных кормовых угодий на основе индивидуальных оценок плодородия, представленных на объекте оценки отдельных почвенных разностей (минимальных контуров почвенного картирования)»;
  • «нормативная урожайность культуры (продуктивность естественных кормовых угодий) — урожайность (продуктивность), лимитируемая неуправляемыми природными ресурсами биологической продуктивности территории (тепла и  влаги) и  осредненными в  земельнооценочном районе характеристиками почвенной разности, включаемыми в состав бонитировочных признаков почв, при фиксированном (нормативном) уровне использования земель в производстве растениеводческой продукции».

Основой землеустроительного проектирования является правовая регламентация использования земель, которая в первую очередь предусматривает фиксацию определенного вида угодий. Именно вид угодий и устанавливает тот вид использования, производными от которого являются все последующие виды разрешенного использования земли как средства производства, его специализации. Регламентация вида угодий отражает баланс экономических интересов в эффективном использовании земельных ресурсов общества и землепользователя, являясь базовым элементом зонирования сельскохозяйственных земель. В этой связи считаем необходимым придать сельскохозяйственным угодьям статус зон функционального использования. Для реализации этого положения дополнить п. 1 ст. 18 «Сельскохозяйственный регламент» п. п. 3:

Для Цитирования:
Тарбаев В. А., Янюк В. М., Липидина Г. О., Предложения к проекту федерального закона «О землеустройстве» . Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: