На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О землеустройстве» (его новая редакция; далее — законопроект), который предусматривает замену им действующего Федерального закона от 18.07.2001 № 78‑ФЗ «О землеустройстве» в связи с его неисполнением и отменой законодателем уже после его принятия основных его положений, что еще более принизило роль и значение как соответствующего Закона, так и института землеустройства в целом и не позволяет использовать механизм землеустройства для управления землепользованием и организации рационального использования земель и их охраны.
В этой связи разработка нового законопроекта является своевременной, направленной на совершенствование правового регулирования отношений при проведении землеустройства в изменившихся социально-экономических условиях.
Следует поддержать положения разработчиков законопроекта о приоритете общественных потребностей в сохранении окружающей природной среды; об усилении сельскохозяйственной направленности землеустройства, включая регулирование вопросов, связанных с воспроизводством плодородия почв, трансформацией угодий, мелиорацией, освоением и улучшением земель в составе проектов землеустройства; о государственной поддержке землеустройства; об открытости и доступности материалов землеустройства и обязательности их учета при осуществлении территориального планирования.
Вместе с тем законопроект предусматривает существенный и необоснованный пересмотр всего ранее устоявшегося в Российской Федерации и за рубежом института землеустройства, его понятий, содержания и методов осуществления. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие вопросы принципиального характера.
1. Законопроект не учитывает отечественный опыт регулирования землеустройства, сложившееся федеральное и региональное законодательство в области землеустройства, а также соответствующее законодательство стран СНГ, Союзного государства (Российская Федерация — Республика Беларусь), современные законодательство и практику других зарубежных стран. Например, законопроект совершенно не стыкуется законодательным с регулированием землеустройства в Республики Беларусь, где использование земель организовано весьма эффективно. Там оно включает в себя разработку проектов и схем использования и охраны земельных ресурсов, проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, рабочих проектов по рекультивации земель, защите почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранению и повышению плодородия, а также других проектов, предусматривающих охрану и улучшение земель. Также законодательством Республики Беларусь предусмотрено проведение в качестве землеустроительных мероприятий инвентаризации земель и систематическое выявление земель, которые используются не по целевому назначению или не используются. Сохранен там авторский надзор за реализацией схем и проектов землеустройства, а для разрешения земельных споров подготавливаются землеустроительные материалы, выполняются другие мероприятия и работы (ст. 78 Кодекса о земле, в ред. 2018 г.), не предусмотренные законопроектом.