По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Некоторые вопросы к проекту новой редакции федерального закона «О землеустройстве»

Шаповалов Д. А. д-р техн. наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Липски С. А. д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой земельного права, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Рассмотрены принципиальные положения проекта нового Федерального закона «О землеустройстве». При этом высказаны критические замечания по нему и предложено провести его широкое обсуждение с профессиональным сообществом. Сделан вывод, что текст проекта, который размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, требует существенной доработки.

Литература:

1. Волков С.Н. История землеустройства в России: опыт тысячелетия. — М.: ГУЗ, 2011. — 656 с.

2. Волков С.Н. Землеустройство: учебник. — М.: ГУЗ, 2013. — 992 с.

3. Волков С.Н., Липски С.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в АПК в современных условиях и первоочередные землеустроительные меры по реализации соответствующих законодательных норм // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 4. — С. 5–10.

4. Волков С.Н., Шаповалов Д.А. Роль современного землеустройства в научно-тeхническом обеспечении развития сельского хозяйства / Участие аграрных вузов в научно-техническом обеспечении развития сельского хозяйства // Мат-лы Всероссийского семинара совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России. — М., 2018. — С. 103–116.

5. Липски С.А., Жариков Ю.Г. и др. Проблемы правового обеспечения земельных преобразований в постсоветской России: опыт, варианты и перспективы решения (к 30‑летию образования кафедры земельного права): монография. — М.: ГУЗ, 2016. — 300 с.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О землеустройстве» (его новая редакция; далее — законопроект), который предусматривает замену им действующего Федерального закона от 18.07.2001 № 78‑ФЗ «О землеустройстве» в связи с его неисполнением и отменой законодателем уже после его принятия основных его положений, что еще более принизило роль и значение как соответствующего Закона, так и института землеустройства в целом и не позволяет использовать механизм землеустройства для управления землепользованием и организации рационального использования земель и их охраны.

В этой связи разработка нового законопроекта является своевременной, направленной на совершенствование правового регулирования отношений при проведении землеустройства в изменившихся социально-экономических условиях.

Следует поддержать положения разработчиков законопроекта о приоритете общественных потребностей в сохранении окружающей природной среды; об усилении сельскохозяйственной направленности землеустройства, включая регулирование вопросов, связанных с воспроизводством плодородия почв, трансформацией угодий, мелиорацией, освоением и улучшением земель в составе проектов землеустройства; о государственной поддержке землеустройства; об открытости и доступности материалов землеустройства и обязательности их учета при осуществлении территориального планирования.

Вместе с тем законопроект предусматривает существенный и необоснованный пересмотр всего ранее устоявшегося в Российской Федерации и за рубежом института землеустройства, его понятий, содержания и методов осуществления. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие вопросы принципиального характера.

1. Законопроект не учитывает отечественный опыт регулирования землеустройства, сложившееся федеральное и региональное законодательство в области землеустройства, а также соответствующее законодательство стран СНГ, Союзного государства (Российская Федерация — Республика Беларусь), современные законодательство и практику других зарубежных стран. Например, законопроект совершенно не стыкуется законодательным с регулированием землеустройства в Республики Беларусь, где использование земель организовано весьма эффективно. Там оно включает в себя разработку проектов и схем использования и охраны земельных ресурсов, проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, рабочих проектов по рекультивации земель, защите почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранению и повышению плодородия, а также других проектов, предусматривающих охрану и улучшение земель. Также законодательством Республики Беларусь предусмотрено проведение в качестве землеустроительных мероприятий инвентаризации земель и систематическое выявление земель, которые используются не по целевому назначению или не используются. Сохранен там авторский надзор за реализацией схем и проектов землеустройства, а для разрешения земельных споров подготавливаются землеустроительные материалы, выполняются другие мероприятия и работы (ст. 78 Кодекса о земле, в ред. 2018 г.), не предусмотренные законопроектом.

Для Цитирования:
Шаповалов Д. А., Липски С. А., Некоторые вопросы к проекту новой редакции федерального закона «О землеустройстве». Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: