По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Землеустройство как механизм реализации государственной земельной политики

Сулин М.А. д-р экон. наук, профессор кафедры землеустройства, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург
Павлова В.А. канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой землеустройства, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург
Ефимова Г.А. д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой земельных отношений и кадастра, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург

В статье приведен ретроспективный анализ приемов и методов землеустройства как механизма реализации государственной земельной политики. Выявлены положительные и отрицательные стороны проводимых ранее землеустроительных работ. Рассмотрен Федеральный закон «О землеустройстве» с обозначением состава, содержания и порядка выполнения землеустроительных действий. Определена необходимость применения комплексного (целостного) подхода к современной научной концепции землеустройства в качестве основного инструментария организации рационального использования земельных ресурсов государства. Резюмируя, предлагаемый законопроект «О землеустройстве» ведет к разрушению системы землеустройства, потере государственного статуса землеустроительных мероприятий, а также к разрушению территориальной платформы социальноэкономического развития государства в целом, поскольку законопроект затрагивает только сельскохозяйственные земли.

Литература:

1. Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103–1).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136‑ФЗ.

3. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик (приняты Верх. Советом СССР 13.12.1968).

4. Общие начала землепользования и землеустройства (утв. постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928).

5. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию (принято ВЦИК 14.02.1919).

6. Волков С.Н. Землеустройство: учебник. — М.: ГУЗ, 2013. — 992 с.

7. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: научно-практ. пособие / Под ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2018–344 с.

Анализируя современное землеустройство, характеризуя его официально определенное содержание и сложившуюся на практике роль в реализации земельных отношений, трудно избежать чувства сожаления. Это чувство вызвано тем, что в настоящее время недостаточно полно и эффективно используются механизмы, сложившиеся за последнее столетие, включающие теорию и практику проведения сложных, но необходимых государству работ по изучению и оценке состояния земельных ресурсов, формированию и межеванию землевладений, внутрихозяйственному землеустройству сельскохозяйственных предприятий и ряду других весьма востребованных в прошлом работ.

Можно было бы согласиться и признать закономерными изменения в государственном подходе к выполнению этих работ, организационную перестройку специализированных предприятий и структур, занимающихся землеустройством или другими мероприятиями, обеспечивающими решение выше обозначенных задач. Вместе с тем принципиальными остаются вопросы о структуре исполнителей, условиях финансирования и ответственности за своевременность и качество исполнения землеустроительных работ.

Землеустройство (а также предшествовавшее ему межевание) исторически представляет собой систему государственных мероприятий. Характерна известная цитата В.И. Ленина, которую он повторил вслед за одним из межевых инженеров: «Землеустройство — это колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных». А в 30‑х гг. прошлого столетия была широко известна другая дефиниция: «Землеустройство — руки партии в деревне». Эта фраза бытовала среди ветеранов землеустройства до конца 60‑х гг. Хотим подчеркнуть, что с начала своего зарождения межевание, а затем система землеустроительных мероприятий создавались и функционировали в качестве механизмов реализации земельной политики государства.

Особенно четко и последовательно эта роль отводилась землеустройству в советский период. Так, Положение о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, принятое ВЦИК 14 февраля 1919 г., определяло, что «в основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающую Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда. В соответствии с этим землеустройство обнимает собою всю совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению землепользования».

Для Цитирования:
Сулин М.А., Павлова В.А., Ефимова Г.А., Землеустройство как механизм реализации государственной земельной политики. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: