По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в доработкее

Харитонов А. А. канд. экон. наук, декан факультета землеустройства и кадастров, заведующий кафедрой земельного кадастра Е-mail: kharitonov5757@mail.ru, Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, г. Воронеж
Викин С. С. канд. экон. наук, доцент кафедры земельного кадастра Е-mail: ser.vikin@yandex.ru, Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, г. Воронеж
Ершова Н. В. канд. экон. наук, доцент кафедры земельного кадастра Е-mail: i.ershova@mail.ru, Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, г. Воронеж
Панин Е. В. кадастровый инженер, старший преподаватель кафедры земельного кадастра Е-mail: panin72@mail.ru, Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, г. Воронеж

В статье приведен анализ проекта нового закона «О землеустройстве». Изложены пожелания по совершенствованию документа и приведению его в соответствие с нормативно-правовой базой, регламентирующей земельно-имущественные отношения в России.

Литература:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 190‑ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51‑ФЗ // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188‑ФЗ (ред. от 22.01.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 № 78‑ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от от 16.07.1998 № 101‑ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

7. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 24.07.2002 № 101‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. О кадастровой деятельности: федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

9. О государственной регистрации недвижимости: федеральный закон от 13.07.2015 № 218‑ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29.07.2017 № 217‑ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

11. О землеустройстве: проект федерального закона (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.01.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

12. Об утверждении порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения: приказ Министерства сельского хозяйства России от 04.05.2010 № 150 (ред. от 08.08.2012) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

13. Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: постановление Правительства РФ от 22.07.2011 № 612 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

14. О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

15. Об утверждении Правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям: постановление Правительства РФ от 27.01.2015 № 51 (ред. от 01.10.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

Неотъемлемой частью любых процессов, связанных с оборотом земель, является обеспечение их рационального использования и охраны, ввиду этого невозможно не упомянуть Федеральный закон от 18.06.2001 № 78‑ФЗ «О землеустройстве», формирующий правовые основы проведения землеустройства [5]. Изначально законом был предусмотрен порядок проведения геодезических и картографических работ. Более того, закон регламентировал и раскрывал содержание документации, необходимой для проведения землеустройства. Однако с течением времени Федеральный закон «О землеустройстве» постепенно упрощался в части проведения видов землеустроительных работ и разнообразия объектов землеустройства. В последнее время он фактически сузился до «описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства», которых с учетом Федерального закона от 31.12.2017 № 507‑ФЗ осталось только два — субъекты РФ и муниципальные образования, а также их части. В связи с этим говорить о поддержке и развитии государством системы землеустройства в России не представлялось возможным. Трудно переоценить то нетерпение, с которым землеустроительная общественность ждала новой редакции этого закона, какие возлагала на него надежды. И вот в конце 2018 г. появилась первая версия долгожданного нового закона «О землеустройстве». Скажем честно — она нас разочаровала. Основная причина такого разочарования заключалась в системном несоответствии первой версии проекта федерального закона «О землеустройстве» федеральному законодательству в сфере земельно-имущественных отношений. Выход из описываемой ситуации в тот период нам виделся в двух направлениях. Либо приводить в соответствие. Либо, ввиду особой «революционности» закона, подробно прописывать все аспекты правовых и технологических процедур, осуществляемых новым игроком (землеустроителем) на поле кадастровой и землеустроительной деятельности.

Анализируя вторую версию проекта, мы с удовлетворением заметили, что разработчик пошел по первому направлению. Закон стал предметным и более конкретным, появилась строгость в понятиях и определениях. Из проекта закона исчезли отдельные нормы и даже целые статьи, вызывающие недоумение. Вместе с тем определенные спорные, на наш взгляд, моменты во второй редакции нового закона «О землеустройстве» еще остались. Остановимся на них более подробно.

Для Цитирования:
Харитонов А. А., Викин С. С., Ершова Н. В., Панин Е. В., Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в доработкее. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: