Российская строительная отрасль находится в стадии затянувшегося перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства. В таких условиях правительство приняло решение обновить устаревшую федеральную сметно-нормативную базу, используемую в рамках базисно-индексного метода. ФСНБ-2020 вызвала ряд споров среди представителей профессионального сообщества, однако документ содержит ряд новых значимых расценок и изменений. Нововведения стали первым этапом создания эффективной базы расценок, с помощью которой можно максимально корректно определить стоимость строительства. В рамках данной статьи описаны основные нововведения, представленные в ФСНБ-2020.
Устаревшая база сметных норм и расценок на сегодняшний день является одной из наиболее главных проблем в строительной отрасли России. Главным образом она сказывается на системе ценообразования. Из-за неактуальных сведений при определении сметной стоимости строительства заказчик получает некорректный результат, не соответствующий реальной картине. В рамках данного исследования представлены ключевые проблемы системы ценообразования в строительстве, обозначена необходимость обновления текущих сметных норм и нормативной базы для определения достоверной стоимости проекта при подготовке сметной документации. Статья содержит обзор основных преимуществ ресурсного метода определения сметной стоимости.
Распад Советского Союза привел к формированию нового государства — России. Смена идеологической парадигмы автоматически означала модификацию экономического базиса и надстройки. Корректировка данных позиций привела к постепенному изменению нормативной правовой базы, что означало отказ от государственного планирования, внедрение категории «частная собственность» с повышенной системой ее защиты, создание плоской системы налогообложения. Изменения политико-правового режима затронули и сферу строительства: была модифицирована система ценообразования, появились новые варианты регламентации правоотношений между субъектами. Как пример: если расчет стоимости возводимого объекта в СССР строился на заранее обозначенных тарифных сетках, то новая Россия сконцентрировалась на идее прогнозных данных, экономической основой которых стали текущие цены с поправкой на инфляционные ожидания. Этот подход получил название базисно-индексного. В начале 2000-х гг. базисно-индексный метод не критиковался общественниками и научными институтами из-за своей инновационности. После 2010 г. в РФ были обнаружены масштабные коррупционные нарушения, связанные с ценообразованием. Это привело к началу серьезного научно-экспертного обсуждения путей модернизации расчета цен на строительство. В качестве альтернативы был предложен ресурсный метод учета, который позволял сначала сформировать усредненные цены по отдельному субъекту, а потом, на основе созданного реестра, без корректировок смет возводить крупные бюджетные и внебюджетные объекты. Идею поддержал президент. Однако, оценивая практику внедрения ресурсного метода, внедрение нового подхода явно затянулось из-за бюрократизации государственного аппарата.
В рамках данного исследования проанализированы основные способы определения сметной стоимости строительства в условиях текущего состояния экономики и строительной отрасли. Особое внимание уделено недостаткам различных систем ценообразования, которые негативно сказываются на окончательном результате. Недостоверная сметная стоимость строительства приводит к невозможности обеспечения контроля над расходованием денежных средств и фактической стоимостью строительства.
Строительство является одним из ключевых секторов экономики страны, обеспечивающих ее развитие. На сегодняшний день этот сектор находится в кризисном состоянии. В то же время строительство — одна из наиболее капиталоемких отраслей экономики. Ее состояние напрямую сказывается на инвестиционной привлекательности других отраслей. В рамках данной статьи представлен анализ понятийного аппарата, определены понятия «управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта», «эффективность инвестиционно-строительного проекта», «инвестиционно-строительный проект». Изучены динамические и статистические методы определения экономической эффективности инвестиционно-строительных проектов, уточнены принципы оценки их эффективности, определены основные недостатки в управлении строительными работами на различных этапах реализации проектов. В связи с высокой значимостью строительного сектора среди прочих отраслей экономики проблема управления стоимостью инвестиционно-строительных проектов приобретает особенно актуальное значение.
Часто у заказчиков возникают трудности с определением объема товаров, работ или услуг при проведении закупок. Действующее законодательство РФ допускает проведение закупок без объема. В рамках статьи рассмотрены особенности проведения таких закупок, законодательные нормы, а также дан ответ на вопрос: кому наилучшим образом подойдут закупки без объема?
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости сопровождения контрактов кредитно-финансовыми учреждениями. Когда сопровождение является необходимым, а когда нет? Виды сопровождения — простое и расширенное.
Электронные аукционы в последнее время пользуются все большей популярностью, однако участие в них имеет ряд нюансов, которые важно знать и учитывать. Об особенностях конкурсов, проводимых в электронном виде, и идет речь в данной статье. В том числе рассмотрен порядок участия в конкурсе, его стадии и ключевые правила.
В ряде государств мира институт государственных закупок используется для исполнения социальной функции, устранения экономических дефектов, обновления инфраструктуры. Идеи стимулирования экономики через госзакупки впервые косвенно выдвинул Кейнс. В Российской Федерации государственные закупки являются важной экономической частью функционирования строительных компаний. Правовая регламентация института в РФ определена в ряде нормативных актов: Гражданском кодексе РФ, ФЗ № 223, 44. Большинство госзакупок в РФ в сфере строительства осуществляется посредством электронных торгов. Очевидными плюсами такого формата закупки стали убыстрение имеющихся процедур, сокращение бумажного бюрократического оборота. В это же время электронные торги оцениваются в научной литературе крайне критично: так, например, ряд авторов указывают на усиление коррупциогенных факторов при осуществлении подобных торгов, сокращении конкурентных возможностей из-за модерации мероприятия со стороны органов власти.
Дестабилизация экономики в 2020 г. спровоцировала нерыночную ситуацию в строительном сегменте РФ: если в мире цены на квадратные метры на фоне распространения коронавирусной инфекции стали снижаться, то в РФ демонстрируется прямо противоположная тенденция. Причинами такого явления стали: поддержка государством сектора строительства, несовершенство нормативной правовой базы, монополизация рынка. Этой ситуацией воспользовались некоторые застройщики и продавцы «вторичек». Они необоснованно и незаконно снижают цены на жилые метры. Покупатель, приобретая объект недвижимости, только после оформления документов узнает о том, что приобретенное имущество имеет ряд недостатков. В такой ситуации государству необходимо, рассмотрев основные виды мошеннических схем, используемых продавцами, создать цельную систему реагирования на подобные варианты развития событий. Это предполагает и поэтапное совершенствование института строительной экспертизы в РФ. Анализируя правоприменительный опыт СТЭ, властям необходимо предпринять разумные и обоснованные меры, направленные на дополнительную защиту прав и обязанностей эксперта: нужно предусмотреть гарантии предоставления необходимой для работы информации, юридические возможности для обработки этой информации во взаимосвязи с другими данными.
Институт банкротства в РФ появился лишь в 90-е гг. XX в. В 2002 г. он масштабно перепрофилировался: был принят новый федеральный закон, закрепивший юридические основы объявления юрлиц несостоятельными. Конструкция института банкротства в РФ строится по зарубежному образцу: судом назначается арбитражный управляющий, который должен учесть все активы и пассивы фирмы, определить объемы требований со стороны кредиторов, реализовать имеющееся имущество без особых проблем. Контроль работы управляющего осуществляет суд и общественность. Строительные компании разного профиля в РФ активно используют возможности института банкротства. С 2014 г. (то есть с момента серьезного валютного кризиса) общее количество фирм-застройщиков, объявивших о своем банкротстве, возросло примерно в три раза. В 2016 г. прекратила свою деятельность одна из крупнейших российских компаний — ГК «СУ-155». Имеющиеся экономические и политические тренды указывают на возможное увеличение количества банкротных действий со стороны ведущих российских застройщиков в ближайшее время. Причинами несостоятельности фирм станут: отсутствие необходимого финансового капитала для преодоления кризисных моментов в экономике, некачественное управление компанией, отсутствие деятельной поддержки фирмы со стороны государства.
Качество проектно-сметной документации — это категория больше экономическая, чем правовая. Объясняется такой вывод тем, что стоимость строительства является составной частью всех затрат по имеющимся инвестиционным проектам. Качество ПСД устанавливается на основе созванной специальной экспертизы. Она предполагает оценку целесообразности основных расходов проекта. Организация экспертизы в России строится на основе федеральной сметной нормативной базы ГЭСН-2020 и ФЕР-2020, источником которой стало поручение Президента РФ от 17 июля 2019 г.
В середине XX в. международное право вновь изменилось: в него включили положения, определяющие отношение человека к окружающей природе и миру. Экологические нормы стали важной вехой развития человечества. Первоначально во внесенных нормах было предусмотрено сокращение вредных выбросов в атмосферу, максимальное уменьшение затрат энергии при возведении и эксплуатации зданий разного профиля и типа. Идея энергоэффективности строительства, прозвучавшая впервые в соглашениях и договорах на международном уровне, была разработана учеными с практической точки зрения в 60–70-хх гг. XX в. Она зиждилась на следующих постулатах: необходимо максимально уменьшить затраты энергии, т. к. ресурсы невозобновимы, они дорогостоящи с экономической точки зрения. В результате реализации концепции энергоэффективности в ряде стран Европы были возведены многоэтажные дома нового типа: они соответствовали всем экологическим стандартам, содержали только «чистые» материалы. В России идея энергоэффективности и экологичности объектов не была распространена никогда. Причина — стоимостные показатели ресурсов минимальны, поэтому нет необходимости придумывать пути к минимизации затрат (кроме того, расширение бюджетов может быть выгодно в определенном контексте). В результате разработка нормативной правовой базы, регламентирующей энергоэффективное строительство, началась только в 2000-х гг. параллельно с внедрением концепции индивидуального жилья. Оценивая подготовку современных НПА по представленному вопросу, стоит отметить, что действующие акты нельзя считать точными с позиции юридической техники, соотносимыми с другими документами. Российскому праву присуща коллизионность, противоречивость, отказ от юридической и фактологической чистоты. Все это ведет к деформации жизни, ухудшению ее качества.
В настоящий момент строительная отрасль переживает сложные времена, причиной которых преимущественно стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, а также ряд иных факторов. О проблемах и перспективах строительной отрасли, а также мерах ее поддержки пойдет речь в данной статье.
В статье проводится анализ ПО, применяемого в целях автоматизации работы со сметной документацией. Также приводятся преимущества использования программного обеспечения при его грамотном подборе и наиболее распространенные программные продукты, применяемые российскими специалистами.