Система ценообразования в строительстве — это сложный, многоэлементный механизм с огромным количеством проблем. На сегодняшний день в отрасли по-прежнему отсутствует полноценное взаимодействие между контролирующими органами власти и профессиональным сообществом. Предлагаемые меры воспринимаются строителями негативно. Так, в федеральной сметно-нормативной базе 2020 г. эксперты обнаружили ряд критических ошибок, цены остались на уровне 2000 г., предлагаемые строительные материалы не соответствуют действительности, являются устаревшими. Государство продолжает активно участвовать в ценообразовании в вопросе торгов и проведения госзакупок, что вынуждает подрядчиков ради получения заказа устанавливать заниженную стоимость строительства. В рамках данной статьи приведены результаты обсуждения актуальных вопросов отрасли на вебинаре, где принимали участие представители власти и бизнеса. Обозначены основные проблемы отрасли и представлены пути их решения.
В рамках данного исследования рассмотрена система организации учета затрат в строительной организации. Представлены разные виды учета затрат в строительной отрасли. Особое внимание в статье уделено изучению преимуществ и недостатков разных методов учета затрат со спецификой строительной отрасли.
Понятие подрядного договора в российском гражданском законодательстве определено недостаточно четко: нет точности в дефиниции предмета подряда, не указаны существенные условия заключаемого контракта. К этому стоит приплюсовать еще и бланкетность норм, возможность ненаказуемого растяжения сроков подписания акта выполненных работ. Все вышеизложенное провоцирует многочисленные судебные разбирательства в арбитраже.
Ключевым документом, определяющим правила во взаимоотношениях между строительной организацией и подрядчиком, становится Гражданский кодекс РФ. Он регламентирует порядок проведения работ на территории предприятия, особенности оплаты, права и обязанности как заказчика, так и подрядчика. ГК РФ конкретизирует основные стороны договора, выделяя отдельно генерального подрядчика (он занимается в целом организацией строительства), субподрядчиков (производят отдельные тактические действия в рамках планов, утвержденных генподрядчиком), заказчика и инвестора. Кодекс устанавливает, что все вопросы к качеству произведенных работ надо задавать генеральному подрядчику, который несет полную ответственность за результат. Претензии заказчика к генподрядчику лучше всего оформлять при учете проведенной специальной строительной экспертизы. Уполномоченный субъект, проанализировав имеющиеся документы, должен дать ответы на следующие вопросы: Каков перечень работ, который был выполнен генеральным подрядчиком? Какова сметная стоимость таких работ? Какова стоимость устранения возникших дефектов? Каковы основные параметры построенного объекта, его внутренних конструкционных частей?
Составление исполнительной документации и представление ее в срок являются одним из наиболее проблематичных аспектов в работе подрядной строительной организации. Как правило, сложности возникают во время отчетного периода перед закрытием выполнения и подписанием контрольных смет у технического заказчика. В рамках данного исследования проанализированы основные аспекты составления исполнительной документации, представлен перечень первичных документов, на основе которых готовится эта документация. Основное внимание уделено процедуре ведения контроля данных и устранению ошибочных отклонений по случаям, наиболее распространенным в практике инженеров. В качестве инструмента для достижения цели рассмотрено прецедентное моделирование контролируемых событий. Использование данных операций на начальных стадиях позволяет упростить процесс подготовки и последующей сдачи отчетности по исполнительной документации.
В статье рассматриваются способы обеспечения контракты и размеры таких обеспечений. Также приводится порядок возврата обеспечения и условия отказа в возврате со стороны представителя заказчика.
Статья посвящена особенностям проведения тендеров в строительной отрасли, которые должны знать как заказчики, так и исполнители, желающие одержать победу. В частности, рассматриваются такие вопросы, как способы проведения закупочных мероприятий и перечень необходимых документов.
В статье обсуждаются случаи, когда необходимо применять типовые контракты по ФЗ № 44, а также приводятся особенности их использования, которые нужно знать и учитывать.
В статье рассматривается порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков, а также причины. Кроме того, приводятся сроки нахождения компании в РНП и перечень вносимых сведений.
Российское строительство на 80 % — это старые дома, возведенные еще в середине XX в. В 1990-х гг. из-за сложной экономической ситуации количество строящихся объектов снизилось в несколько десятков раз. Кризисы 2000-х гг. негативно сказались на финансовом положении сектора: уменьшилось количество ликвидных средств, сократился спрос. После кризиса, спровоцированного коронавирусом, во второй половине 2020 г. прогнозируется дальнейшее поступательное снижение заинтересованности граждан в строительных объектах. Соответственно, предполагается и существенное сокращение доходности. Малый и средний бизнес, работающий в строительном секторе, может не выжить после таких потрясений. Единственный возможный вариант — модификация внутренних сил компании, автоматизация взаимодействия между подрядчиком и заказчиком на основе единой информационной среды.
Наибольшее распространение в РФ получил подряд при выполнении строительно-монтажных работ. Однако у подрядных организаций в последнее время возникает масса проблем: недостаточность качественно подготовленных кадров, жесткость в бюджетировании строительства, несовершенство правовой базы. Поэтому хозяйствующие субъекты все чаще обращаются к иным вариантам проведения СМР: задействуется хозяйственный и смешанные способы возведения объектов в РФ. Хозяйственный способ предполагает, что внутри фирмы строительством занимается отдел, который не имеет соответствующей спецификации. Смешанный способ означает использование явных преимуществ как подрядного способа организации труда, так и хозяйственного: ряд работ производится силами самой компании, а для наиболее сложных технических действий приглашаются специалисты с соответствующим опытом на основе договора подряда.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся изменения цены контракта. В частности, приводятся данные о том, когда законодательством допускается внесение корректировок и в каком объеме. Также в статье разъясняется порядок оформления дополнительного соглашения при возникновении необходимости изменения цены контракта.
Любое предпринимательское дело предполагает совокупность действий: планирование (определение тактических и стратегических шагов для достижения цели); реализацию; корректировку (если произошли отклонения от плана); анализ. Неудачи в формировании плана предполагают неверную постановку задач и целей, неправильное формирование концепта работы. Все это прямо сказывается на результатах — недостижении финансовых показателей, сокращению спроса и, как следствие, банкротстве компании. Решение проблемы — налаживание автоматизации планирования, внедрение инновационных программ и техник. В последние годы в мире разработано несколько десятков различных программных решений, позволяющих в удаленном режиме осуществлять качественное управление любыми проектами.