В статье представлены концептуальные подходы к общественно-государственной культурной политике, основные точки отсчета в ее конструировании с учетом возрастания экономического значения культуры и несостоятельности систем, ограниченных дуалистическим подходом к общественной и частной составляющей в сфере культуры.
В статье ставится проблема создания конструктивной государственной культурной политики, рассматриваются принципы и концептуальные основания данной политики, её цели и смыслы. Также в статье раскрываются ключевые понятия «культурно-исторической системы», «псевдоморфоза»; раскрываются основополагающие особенности отечественной культурно-исторической системы, особенности её исторического развития.
Тема статьи касается актуальных вопросов современного мира, в котором продолжается историческое противостояние России и Запада. В основе этих противоречий автор полагает дифференциацию культурных архетипов сознания данных сообществ, ведущую роль в становлении которого играют национальные традиции и религиозная принадлежность. Несмотря на схожие демократические принципы государственного устройства в странах, равные возможности в использовании достижений технического прогресса и виртуального пространства, решение совместных проблем экологии и глобализации, дихотомия «Восток–Запад» остается основополагающей социокультурной парадигмой современности.
В статье анализируется соотношение инноваций и традиций на примере роли византийского наследия в российской жизни. Акцент делается на производстве предметов, символов, идей.
Данная статья посвящена теме диалога культур между странами постсоветского пространства и исламскими государствами. В представленной работе обращается внимание на то, что с культурой может сотрудничать только культура, а, стало быть, обеспечение мирного диалога с мусульманскими народами возможно лишь при условии сохранения собственной национальной культуры, матрицей которой являются нормы христианства.
В статье рассматривается проблема эстетики антиномизма в философии Гераклита через соотношение с творческим методом русских художников-авангардистов В. Кандинского и К. Малевича. Проанализировано содержание античных мысле-образов Гераклита: полемос, логос, агон. Раскрыто эстетическое содержание метафоры «лук и лира» как становления образа вещи, связанного с местом утверждения сущего в существовании. Выявлена тождественность эстезиса античного философа художественному направлению русского авангарда.
Автор предлагает рассматривать визуальную культуру как антропологический проект моделирования и пересоздания человека. На примере регионального изобразительного искусства (Республики Коми) выдвинута гипотеза о наличии своего рода художественных паттернов, не только отражающих когнитивные модели и социокультурные практики, но и конструирующих экзистенциальные и социальные характеристики человека.
В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются, в том числе, внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов — архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры и связанных с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем, проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся на кино. В конечном счете, кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевой, так и в доосевой формах. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино.
В статье рассматриваются аспекты организации внеурочной деятельности школьников на примере внедрения в школы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Внеурочная деятельность». Раздел «Содержание проекта» раскрывает логику выбора форм и содержания внеурочной деятельности на основе социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта. В разделе «Концептуальные основы проекта» автором выделяются ценности и функции народного искусства в единстве и многообразии этнокультур. Система управленческой и организационной деятельности по внедрению учебно-методического пособия на основе четко выстроенных управленческих и научно-методических мероприятий, включающих повышение квалификации педагогических работников, рассматривается в разделе «Управление проектом». Промежуточные итоги внедрения пособия раскрываются в разделе «Результативность проекта». В «Приложении» представлено учебно-тематическое планирование для 1 и 5 классов
В статье представлен анализ особенностей развития толерантности в общении младших школьников на основе исследований в области педагогической психологии и возрастной педагогики. Автор предлагает разработанную и апробированную систему работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности.
В статье представлен обзор такого явления, как кибермоббинг. Проблема рассматривается через призму молодежи — наиболее уязвимой категории. В работе анализируются причины возникновения кибермоббинга, детально рассматриваются формы, сравнивается уровень агрессивности со стороны юношей и девушек и дается небольшая справка о способах защиты и методах предотвращения кибермоббинга.
Появление перевода знаменитого труда известного немецкого ученого Г. Люббе «В ногу со временем» — серьезное событие в интеллектуальном пространстве современной России. Особенно значимо это событие в контексте споров об институциональном статусе, о целях и задачах российской культурологии. Книга Г. Люббе — важнейший момент программы «культурных исследований» Высшей школы экономики, в этом качестве почти манифест, легитимизирующий всю программу в целом. Эта программа не просто дополняет и продолжает усилия российских культурологов последних двадцати лет, она предполагает полный отказ от всей этой работы. Этот радикализм делает возможной и необходимой принципиальную критику, обращенную прежде всего на программу в целом, но также и на место в этой программе новейшего манифеста «философии культуры цивилизации модерна». Вопросы к концепции Г. Люббе вполне возможны, они касаются как эпистемологии, как проблем метода, так и собственно концептуальной части. При детальном рассмотрении идея сокращения зоны настоящего времени в модерне не выглядит ни оригинальной, ни эвристически эффективной. Это не отменяет возможности высоко оценить книгу Г. Люббе для современной социологии культуры и для практики культурных исследований.