По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Византийское наследие в XXI веке: инновация или традиция для России?

Костяев Александр Иванович ГАПОУ МО «Московский губернский колледж искусств», Россия, 141406, Московская область, Химки, ул. Библиотечная, 10, E-mail: kostyaev@bk.ru

В статье анализируется соотношение инноваций и традиций на примере роли византийского наследия в российской жизни. Акцент делается на производстве предметов, символов, идей.

Литература:

1. Авдеева Л. П., Леонтьев К. Н. Русская философия // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА-книжный клуб; Республика, 1999. — С. 262–264.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. — 1998. — № 9. — С. 234–237.

3. Кантор В. К. Русская классика, или бытие России — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. — 600 с.

4. Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. — СПб.: Алетейя, 2014. — 256 с.

5. Никитич Л. А. Говоря о Византии, вспомним Гегеля, и задумаемся // Вестник РФО. — 2015. — № 2. — С. 111–114.

6. Оболенский Д. Д. Византийское содружество. Шесть византийских портретов. — М.: ВРС, 2012. — 656 с.

7. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М: Алгоритм 2002. — 496 с.

8. Рущин Д. А. Византия XXI-Византийская цивилизация в пространстве XXI столетия // Вестник РФО. — 2014 . — № 2. — С. 46–49.

9. Савельева А. Сел в песочнице своей королевич Елисей // Собеседник. — 11 ноября 2015. — № 43.

10. Слядьзь А. Н. Византия и Русь: опыт военно-политического взаимодействия в Крыму и Приазовье (XI-начало XII века). — СПб., М.: Евразия; Клио, 2014. — 288 с.

11. Толкачев С. А. Экономия в Византийской империи // История экономических учений / Под редакцией С. А. Толкачева. — М.: Юрайт, 2015. — С. 40–23.

12. Херрин Д. Византийская экономика // Д. Херрин. Византия. Удивительная жизнь средневековой империи. — М.: Центрполиграф, 2015. — С. 176–189.

Статья поступила 13.07.2016 г

Россия испытывает бум новизны. В то же время, в обществе наблюдается повышенный интерес к традициям. В истории культуры границы между инновациями и традициями носят подвижно-условный характер. Каждая инновация может закрепиться в коде культуры и стать традицией. В свою очередь традиция в момент возникновения представляет собой инновацию. Существуют ретро-инновации, которые используют традиции как строительный материал. Византийское наследие — это совокупность прошлых и, не исключено, будущих инноваций. Это наследие присутствует в современной российской жизни. Кто имеет право претендовать на византийское наследие? Д. Д. Оболенский полагает, что это право есть у Греции, Болгарии, Сербии, Албании. С IX–X вв. право на византийское наследие получила Русь, а в позднее Средневековье — румыны. Определенное влияние Византия оказала на средневековую культуру венгров, чехов [6. С. 13]. Против термина «влияние» выступил Ю. М. Лотман.

В статье «Проблемы византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении» (1989) он предложил заменить термин «влияние» на термин «диалог». Оболенский соглашается с Лотманом, но считает, что для диалога необязательно равноправие сторон [6. С. 12]. А. Н. Слядзь называет Русь и империю в XI в. равноправными членами Византийского содружества. Акцентирует внимание на феномене русско-византийского пограничья в Крыму и Приазовье [10. С. 6–8]. Византийское наследие русским было трудно принять, учитывая раздражающую самоуверенность жителей империи. Суще ствовали ментальные различия. Например, в России правитель воспринимается как символический выразитель воли народа. В Византии с ее мозаичным населением такого не было. Косвенно отношение к византийскому наследию передает повышенный интерес к русско-греческому проекту Екатерины II. В логику модернизированной версии «Византия-2» вписывается деятельность культурно-национальной автономии российских греков. Код византийской культуры монологичен, что затрудняет формирование комплекса византийского наследия в диалогичном коде русской культуры. Однако механизм согласования инноваций и традиций в кодах этих культур был сопоставимо неразвит.

Для Цитирования:
Костяев Александр Иванович, Византийское наследие в XXI веке: инновация или традиция для России?. Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: