Статья поступила 12.05.2016 г.
При проведении конструктивной культурной политики сегодня нельзя не обойти такую «нехорошую» особенность современного состояния отечественной культуры, которую О. Шпенглер обозначил как псевдоморфоз.
Псевдоморфоз (от греч. ψευδω — «обманывать»; и μορφη — «форма»), по Шпенглеру, возникает вследствие того, что одна культурно-историческая система, более молодая и слабая, перенимает себе формы другой культурноисторической системы, более зрелой и сильной, отчего развитие её серьёзным образом искажается и подавляется, приводит к потере ею своего оригинального лица, что в итоге вполне может привести к безвременной гибели этой культурно-исторической системы, либо к её, вполне уж тут естественному и логичному, закабалению более сильной и зрелой культурно-исторической системой, той, от которой переняла она эти формы.
Иными словами, псевдоморфоз — это тщетная попытка одной культурно-исторической системы обратиться в другую, стать другой, посредством примерки на себя культурных форм той культурно-исторической системы.
И эта попытка обыкновенно ни к чему хорошему не приводит, и лишь либо отчуждает данную культурно-историческую систему от самой себя, искажает и подавляет её развитие, либо приводит к фактическому порабощению её, причём к порабощению самому крепкому и страшному — духовному той культурно-исторической системой, в которую она намеревалась обратиться или «приобщиться» к ней.
Подобный негативный культурный процесс («псевдоморфоз») начал реализовываться в России с «петровских реформ». Впрочем, и до «петровской реформы» подобные процессы уже имели место на Руси (в Русской культурно-исторической системе). И связано это было, прежде всего, с тем, что определённая часть (и довольно значительная) отечественной местной элиты, вполне для себя естественно, хотела иметь тот же уровень жизни (роскошный) и те же «вольности», которые имели аналогичные элитарии в Западной Европе; и потому и тянулась она, эта элита, к «Европе», к «европейским ценностям».