По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Основы общественно-государственной культурной политики

Богатырева Татьяна Георгиевна ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119556, Москва, просп. Вернадского, 82, E-mail: tabogat@mail.ru

В статье представлены концептуальные подходы к общественно-государственной культурной политике, основные точки отсчета в ее конструировании с учетом возрастания экономического значения культуры и несостоятельности систем, ограниченных дуалистическим подходом к общественной и частной составляющей в сфере культуры.

Литература:

1. Абанкина Т.В. Модели государственной поддержки культуры: теоретические основания и финансовые инструменты // Культура и институциональные реформы. — Журнал НЭА. — 2014. — № 4 (24).

2. Всемирный доклад ЮНЕСКО «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами». Рабочее резюме. [Электронный ресурс.] — URL: http://www.ifap.ru/pr/2009/n091020c.pdf (Дата обращения: 28.09.2016.)

3. Долгин А. Экономика символического обмена. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 500 с.

4. Информация о мероприятиях, направленных на содействие развития конкуренции на рынке услуг в сфере культуры. [Электронный ресурс.] — URL: http://www.depcultura.admhmao.ru/nezavisimyy-sektor-v-sfere-kultury/ otchety/informatsiya-o-meropriyatiyakh-napravlennykh-na-sodeystvie-razvitiyakonkurentsii-na-rynke-uslug-v-s/362313/2015-god (Дата обращения: 28.09.2016.)

5. Лавриненко А.С. Актуальные вопросы государственного регулирования творческих индустрий // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2015. — № 4.

6. Пахтер М., Лендри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в ХХI веке. — М.: Классика –ХХI, 2003. — 480 с.

7. Система статистики культуры ЮНЕСКО — 2009. [Электронный ресурс.] — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001910/191061r.pdf (Дата обращения: 28.09.2016).

8. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада [Текст]: докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7–10 апр. 2015 г. / Отв. ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Электронный ресурс.] — URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/ document/178017082 (Дата обращения: 28.09.2016).

9. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. [Электронный ресурс.] — URL: http://docs.cntd. ru/document/420340006 (Дата обращения: 28.09.2016.)

10. Сreative Еconomy Report. Widening Local Development Pathways [Электронный ресурс.] — URL: http://tcdc2.undp.org/GSSDAcademy/Upload/CER13_Report_ web_optimized.pdf (Дата обращения: 28.09.2016).

Статья поступила 02.10.2016 г

Поиск новой платформы культурной политики стал как никогда актуальным в связи с поиском образа будущего страны. Важно и то, что кризисные процессы в социуме всегда обостряют вопросы системных подходов и неизбежных решений. В этом свете возрастает значение уточнения подходов к культурной политике и открытие новых полей и пространств ее развития.

Расстановка акцентов в понимании и формировании культурной политики связана с переосмыслением предыдущей системы и конструированием новой, направленной на формирование ее видения как комплекса принципов и целей, составляющих основу деятельности в области культуры общества в целом, а не только конкретного государства.

Это методологически верно, поскольку культурная политика направлена на разработку конкретной политической стратегии по отношению ко всему обществу, а в ее формировании и реализации участвуют различные институты гражданского общества, органы местного самоуправления, отдельные организации и индивиды.

Данному подходу в полной мере соответствует широкое понимание культуры как комплекса определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных свойств, которые характеризуют общество или социальную группу и проявляются в образе жизни людей, в образцах их поведения, в используемых технологиях. При таком понимании культура логично вписывается в концепт общественного развития, а культурная политика предстает как совокупность целенаправленных действий, предпринимаемых не только правительствами, но включающих деятельность бизнеса и кампаний гражданского общества по созданию условий развития культуры и последствия этих действий. Культурная политика начинает охватывать различные сферы, расширяя свою базу, и включаться в комплексное публичное пространство, добиваясь взаимопонимания между государством и гражданским обществом. Таким образом, становление общественно-государственной культурной политики вызвано рядом причин, связанных с преодолением разнообразных проявлений культурного политического процесса, которые не укладываются в прежнюю схему.

Для Цитирования:
Богатырева Татьяна Георгиевна, Основы общественно-государственной культурной политики. Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: