По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01

Художественные паттерны XX века: визуальная культура как антропологический проект (регион Коми)

Фадеева Ирина Евгеньевна ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55, E-mail: iefadeeva@mail.ru

Автор предлагает рассматривать визуальную культуру как антропологический проект моделирования и пересоздания человека. На примере регионального изобразительного искусства (Республики Коми) выдвинута гипотеза о наличии своего рода художественных паттернов, не только отражающих когнитивные модели и социокультурные практики, но и конструирующих экзистенциальные и социальные характеристики человека.

Литература:

1. Eisenstadt S. The Great Revolution and the Civilization of Modernity. — Leiden: Brill, 2006; Eisenstadt S. N. Modernity and modernization. In: Sociopedia.isa, 2010. [Электронный ресурс.] URL: http://www.sagepub.net/isa/resources/pdf/ Modernity.pdf

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. — М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. — 288 с.

3. Ахиезер А. С. Труды. Том 2. — М.: Новый хронограф, 2008. — С. 92–96.

4. Вебер М. Рациональные и социологические основание музыки // Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. — С. 469–480.

5. Кублицкий В. Родное, близкое… Очерки об изобразительном искусстве Республики Коми. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1975. — 400 с.

6. Лассуэлл. Язык власти // Центр гуманитарных теологий. Информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс.] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/2006/880

7. Леонов И. В. Паттерны культурно-исторического процесса: парадигмально-тематический анализ // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5. — С. 219–222.

8. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Ученые записки Тартуского университета. — Вып. 414. Труды по русской и славянской филологии. — Вып. 28. — Тарту, 1977. — С. 3–36.

9. Масловский М. В. Цивилизационный анализ и советский модерн // Неприкосновенный запас. — 2014. — № 6 (98). [Электронный ресурс.] URL: http:// magazines.russ.ru/nz/2014/6/3b.html

10. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. — М.: АСТ; АСТ МОСКВА; ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873 с.

11. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. — М.: Советская литература; Гослитиздат, 1934. — С. 17.

12. Хабермас Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. — 2009. — Т. 8. — № 3. — С. 37–60.

Статья поступила 11.10.2016 г.

Искусство, являясь, согласно П. Сорокину, наиболее чувствительным зеркалом культуры, представляет собой не только результат творческих усилий художника и предмет эстетического восприятия зрителя, но и обширное социокультурное пространство, поле взаимодействия разнообразных социальных, политических, экономических, культурных факторов. В этой связи можно говорить не только о реконструкции в искусстве ценностного мира и интеллектуальных практик, характерных для того или иного народа или эпохи, но об их конструировании, о формировании своего рода художественных паттернов, задающих траектории социокультурных процессов и тенденций.

При использовании понятия «паттерн» мы будем исходить из трактовки И. В. Леонова, который конкретизировал идеи Ф. Копры относительно сложных саморазвивающихся систем, процессуальный характер которых позволяет не только учитывать устойчивое и постоянное их содержательно-тематическое наполнение, но обнаруживать смысловые модели самой процессуальности, а также взгляды Д. Холтона, выделившего в развитии научного знания устойчивые тематические структуры. Допустимость такого переноса определяется общностью научного познания и искусства в плане их вхождения в общее интеллектуальное пространство культуры, а также общностью единой для научного знания и искусства (хотя и отличающихся по внутренним механизмам своего действия) «рационализации», как ее понимал М. Вебер [4], то есть как универсально-исторического процесса, касающегося всех сторон социального бытия1.

Паттерн, согласно Леонову, «включает в себя самое общее понимание макродинамических тенденций, моделей развития, трактовки движущих сил и смысловой направленности культурно-исторического процесса» [7. С. 220]. С этой точки зрения особой наглядностью обладают визуальные формы, изобразительное искусство. В случае исследования регионального варианта российской культуры (в нашем случае европейского севера России — Коми) именно визуальные формы и практики позволяют точно выявить социально- и культурно-антропологические характеристики региона, а значит, в определенной мере, определить перспективы и тенденции демографического и социальноэкономического развития.

Для Цитирования:
Фадеева Ирина Евгеньевна, Художественные паттерны XX века: визуальная культура как антропологический проект (регион Коми). Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: