По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.034–057.874 (075.8)

Воспитание толерантности младших школьников посредством внеурочной деятельности. Часть 1

Максименко Алевтина Михайловна ООО «ИД «Гребенников». Россия, 127254, Москва, Огородный проезд, 5, стр. 3, офис 607, E-mail: amaximenko77@list.ru

В статье представлен анализ особенностей развития толерантности в общении младших школьников на основе исследований в области педагогической психологии и возрастной педагогики. Автор предлагает разработанную и апробированную систему работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Литература:

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.

2. Декларация принципов толерантности: [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня! — 2004. — № 5. — С. 6–11.

3. Батрак А. Я. Развитие толерантности младших школьников. — Братск: ГИМНЦ, 2010. — 97 с.

4. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. — М.: Вербум-М, 2003. — 168 с.

5. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — М.: МОДЕК, 1997. — 576 с.

6. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. — М.: Издательство МПСИ, 2002. — 486 с.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. ин-тов / В. В. Давыдов [и др.]; под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1989. — 288 с.

8. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 12–16.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

10. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дис. канд. пед. наук / П. В. Степанов. — М., 2002. — 24 с.

11. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.

Статья поступила 23.03.2016 г.

Современное российское общество, так же как и общество глобальное, находится в глубоком системном кризисе. Многие страны страдают от растущего фашизма, терроризма, нацизма. Российское государство изо всех сил старается возвести тот стержень, вокруг которого сплотится народ, возродить главные ценности: веру, патриотизм, традиции. Примечательно то, что возрождение в обществе давних традиций и духовных ценностей позволяет повысить уровень культуры живого, а не виртуального общения поколений, общения национальностей, формирует новое толерантное коммуникативное пространство. Стандарты ФГОС НОО ставят задачу подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту. В стандарте предусматривается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [1].

Для Цитирования:
Максименко Алевтина Михайловна, Воспитание толерантности младших школьников посредством внеурочной деятельности. Часть 1. Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: