Статья поступила 05.10.2016 г.
Разработка программ внеурочной деятельности обучающихся требует соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:
1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов.
3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень — социальный опыт, 2 уровень — ценностный опыт, 3 уровень — коллективный опыт).
Постижение трех уровней результативности прекрасно решает народное искусство, в котором:
социальный опыт — это опыт нравственно-поведенческих ориентиров народа (ныне, гражданского общества);
ценностный (творческий) опыт — это опыт самосознания, культурноисторической памяти, родовых представлений (патриотических убеждений), этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: ЧеловекПрирода-Дом-Отечество-Труд-Творчество;
коллективный (народный) опыт — это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».
Любое знание становится настоящим знанием только тогда, когда оно становится личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.
Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.
Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я» как части «Мы».