По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.644

Внедрение учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Внеурочная деятельность» в школах Югры

Банников Виктор Николаевич АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», Россия, 628011, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104, E-mail: emailvik@mail.ru

В статье рассматриваются аспекты организации внеурочной деятельности школьников на примере внедрения в школы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Внеурочная деятельность». Раздел «Содержание проекта» раскрывает логику выбора форм и содержания внеурочной деятельности на основе социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта. В разделе «Концептуальные основы проекта» автором выделяются ценности и функции народного искусства в единстве и многообразии этнокультур. Система управленческой и организационной деятельности по внедрению учебно-методического пособия на основе четко выстроенных управленческих и научно-методических мероприятий, включающих повышение квалификации педагогических работников, рассматривается в разделе «Управление проектом». Промежуточные итоги внедрения пособия раскрываются в разделе «Результативность проекта». В «Приложении» представлено учебно-тематическое планирование для 1 и 5 классов

Литература:

1. Банников В. Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. — М.: РИО ФИРО, 2009. — 320 с.

2. Банников В. Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая) // Вопросы культурологии. — № 7. — 2009. — С. 67–71.

3. Банников В. Н. Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. Методическое пособие для учителя. — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2011. — 64 с.

4. Банников В. Н. Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности. — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. — 210 с.

Статья поступила 05.10.2016 г.

Разработка программ внеурочной деятельности обучающихся требует соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов.

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень — социальный опыт, 2 уровень — ценностный опыт, 3 уровень — коллективный опыт).

Постижение трех уровней результативности прекрасно решает народное искусство, в котором:

социальный опыт — это опыт нравственно-поведенческих ориентиров народа (ныне, гражданского общества);

ценностный (творческий) опыт — это опыт самосознания, культурноисторической памяти, родовых представлений (патриотических убеждений), этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: ЧеловекПрирода-Дом-Отечество-Труд-Творчество;

коллективный (народный) опыт — это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Любое знание становится настоящим знанием только тогда, когда оно становится личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.

Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я» как части «Мы».

Для Цитирования:
Банников Виктор Николаевич, Внедрение учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Внеурочная деятельность» в школах Югры . Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: