Статья поступила 05.10.2016 г
Эстетика — сфера познания, образно-понятийный ряд которого проясняет особенности чувственного восприятия мира. Эстетическое освоение и понимание действительности формует специфику сознания человека и отвечает на вопрос: «Как я вижу мир?». Именно связь мировидения с сознанием позволяет утверждать, что особенностью чувственности человека является своего рода «символическая инфицированность» [4. С. 17]. Сам процесс мышления, по утверждению профессора Б. Г. Соколова, процессуально связан с предчувствиями, воспоминаниями, ощущениями. В результате оказывается, что «чувственный образ для нас не менее населён мыслью, чем геометрическая теорема или зафиксированная в буквах живая речь» [4. С. 29].
В этой связи эстетика мысле-образов сознания может быть рассмотрена через принцип антиномизма сходящихся и утверждающих себя противоречий в философии Гераклита. Гераклит определяет основополагающий принцип существования космоса — единого порядка мироздания как единство и борьбу противоположностей — полемос (войну), который есть «отец всех» сущих [4. С. 201]. Итогом подобной непрерывной, но общепринятой «войны» является развитие, постоянная трансформация сущего внутри эстетически прекрасного, чувственно-воспринимаемого и умо-постигаемого космоса.
Полемос — война, вражда, по мысли Гераклита, есть творческое начало мира. При этом очевиден неразрешимый парадокс: почему существующие и неустранимые противоречия всеобщего единства не разрывают и не уничтожают единичную вещь, но, наоборот, удерживают, являясь изначальными условиями её существования?
Разрешая этот парадокс, Гераклит вводит понятие логоса — высшей речи как смысла существования мирового порядка Космоса, внимая которой, то есть чувственно её воспринимая, важно «знать всё как одно» [5. С. 201].
Проявленным изначальным веществом, творящей стихией единства сущего «всего как одного» становится огонь, который выражает принцип агона1 — состязательности как сопряжения противоположностей: «Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — всё» [5. С. 199]. Результат действия агона — постоянный, непрерывный процесс становления космоса через «единую гармонию противоположнейших начал».