По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 75.047

Эстетика антиномизма в философии Гераклита и искусстве русского авангарда

Горина Ирина Владимировна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Сосновоборский филиал), Россия, 188542, Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Красных Фортов, 43, E-mail: gorina.sb@yandex.ru
Саган Ирина Юрьевна ФГОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств», Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17, E-mail: irina-sagan@yandex.ru

В статье рассматривается проблема эстетики антиномизма в философии Гераклита через соотношение с творческим методом русских художников-авангардистов В. Кандинского и К. Малевича. Проанализировано содержание античных мысле-образов Гераклита: полемос, логос, агон. Раскрыто эстетическое содержание метафоры «лук и лира» как становления образа вещи, связанного с местом утверждения сущего в существовании. Выявлена тождественность эстезиса античного философа художественному направлению русского авангарда.

Литература:

1. Кандинский В. В. Текст художника. Ступени. — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 188 с.

2. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов / Перевод с немецкого Елены Козиной. [Электронный ресурс.] URL: http:// aliveline.ru/lib/Kandinskij.pdf (Дата обращения: 11.09.2016.)

3. Малевич К. Мир как беспредметность. — М.: Издательство «Э», 2016. — 160 с.

4. Соколов Б. Г. Онтология чувственности. (Концептуализация Homo Aestheticus). Часть II. — СПб.: Издательство РХГА, 2015.– 292 с.

5. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических космогоний до возникновения атомистики. — М.: Изд-во «Наука», 1988. — 576 с.

Статья поступила 05.10.2016 г

Эстетика — сфера познания, образно-понятийный ряд которого проясняет особенности чувственного восприятия мира. Эстетическое освоение и понимание действительности формует специфику сознания человека и отвечает на вопрос: «Как я вижу мир?». Именно связь мировидения с сознанием позволяет утверждать, что особенностью чувственности человека является своего рода «символическая инфицированность» [4. С. 17]. Сам процесс мышления, по утверждению профессора Б. Г. Соколова, процессуально связан с предчувствиями, воспоминаниями, ощущениями. В результате оказывается, что «чувственный образ для нас не менее населён мыслью, чем геометрическая теорема или зафиксированная в буквах живая речь» [4. С. 29].

В этой связи эстетика мысле-образов сознания может быть рассмотрена через принцип антиномизма сходящихся и утверждающих себя противоречий в философии Гераклита. Гераклит определяет основополагающий принцип существования космоса — единого порядка мироздания как единство и борьбу противоположностей — полемос (войну), который есть «отец всех» сущих [4. С. 201]. Итогом подобной непрерывной, но общепринятой «войны» является развитие, постоянная трансформация сущего внутри эстетически прекрасного, чувственно-воспринимаемого и умо-постигаемого космоса.

Полемос — война, вражда, по мысли Гераклита, есть творческое начало мира. При этом очевиден неразрешимый парадокс: почему существующие и неустранимые противоречия всеобщего единства не разрывают и не уничтожают единичную вещь, но, наоборот, удерживают, являясь изначальными условиями её существования?

Разрешая этот парадокс, Гераклит вводит понятие логоса — высшей речи как смысла существования мирового порядка Космоса, внимая которой, то есть чувственно её воспринимая, важно «знать всё как одно» [5. С. 201].

Проявленным изначальным веществом, творящей стихией единства сущего «всего как одного» становится огонь, который выражает принцип агона1 — состязательности как сопряжения противоположностей: «Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — всё» [5. С. 199]. Результат действия агона — постоянный, непрерывный процесс становления космоса через «единую гармонию противоположнейших начал».

Для Цитирования:
Горина Ирина Владимировна, Саган Ирина Юрьевна, Эстетика антиномизма в философии Гераклита и искусстве русского авангарда. Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: