Статья поступила 29.03.2016 г.
Термин «культура» в последнее время приобретает все более широкий резонанс в средствах массовой информации. Почему своеобразие культур становится проблемой в межкультурном диалоге, несмотря на стремление мирового сообщества к выражению толерантности? На этот вопрос пытается ответить автор статьи в культурологической рефлексии данного феномена.
Известное изречение Д. Р. Киплинга о культурном своеобразии Востока и Запада о том, что им никогда не сойтись подтверждается очередными мировыми событиями, в основе которых чаще всего лежат политические амбиции на уровне личности, общества, государства. Вопреки мнению отечественных ученых-гуманитариев, по праву считающих Россию наследницей греческих христианских традиций, для Западной Европы она по-прежнему остается восточным государством, одним из представителей славянских народов.
Широко известна в прошлом дискуссия так называемых славянофилов и западников о роли России в мировой культуре, перспективах ее развития по западному образцу либо в соответствии со своей самобытностью. Гармонично вписавшись в культурное пространство западного мира, Россия остается страной своей культуры, отличаясь присущей ей спецификой не только в бытность СССР, но и в постсоветское время с его рыночной экономикой, коммерческими отношениями, которые уже в течение нескольких веков распространены во многих мировых державах.
Несмотря на смену экономического вектора развития и схожие принципы современного государственного устройства, продолжается отторжение нашей страны от западного мира в целом, политическая парадигма демократии которого довольно неустойчива, отличается нарочитой избранностью, двусмысленностью, циничным прагматизмом, скрывающимся под маской мультикультурализма. Последние военные события в Украине и в Европе с переселением ближневосточных народов, информационное противостояние и экономические санкции явились тому ярким примером. Вместе с тем необходимо отметить, что такое противостояние проявляется не только в политической сфере, обусловленной стремлением англо-саксонского истеблишмента к мировому господству, но и в культурной.