По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Россия и Запад: векторы культуры

Поляков Александр Федорович ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Россия, 670047, Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Павлова, 76, E-mail: pafi ves@rambler.ru

Тема статьи касается актуальных вопросов современного мира, в котором продолжается историческое противостояние России и Запада. В основе этих противоречий автор полагает дифференциацию культурных архетипов сознания данных сообществ, ведущую роль в становлении которого играют национальные традиции и религиозная принадлежность. Несмотря на схожие демократические принципы государственного устройства в странах, равные возможности в использовании достижений технического прогресса и виртуального пространства, решение совместных проблем экологии и глобализации, дихотомия «Восток–Запад» остается основополагающей социокультурной парадигмой современности.

Литература:

1. Лихачёв Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. — 1994. — № 8.

2. Гердер И. Г. Идеи к истории философии человечества. — М.: Наука, 1977. — 703 с.

3. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Искусство; ИЧП Лига,

4. Т.1. — 542 с.

5. Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1994. — 392 с.

6. Борев В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. — М.: Наука,

7. 1986. — 302 с.

Статья поступила 29.03.2016 г.

Термин «культура» в последнее время приобретает все более широкий резонанс в средствах массовой информации. Почему своеобразие культур становится проблемой в межкультурном диалоге, несмотря на стремление мирового сообщества к выражению толерантности? На этот вопрос пытается ответить автор статьи в культурологической рефлексии данного феномена.

Известное изречение Д. Р. Киплинга о культурном своеобразии Востока и Запада о том, что им никогда не сойтись подтверждается очередными мировыми событиями, в основе которых чаще всего лежат политические амбиции на уровне личности, общества, государства. Вопреки мнению отечественных ученых-гуманитариев, по праву считающих Россию наследницей греческих христианских традиций, для Западной Европы она по-прежнему остается восточным государством, одним из представителей славянских народов.

Широко известна в прошлом дискуссия так называемых славянофилов и западников о роли России в мировой культуре, перспективах ее развития по западному образцу либо в соответствии со своей самобытностью. Гармонично вписавшись в культурное пространство западного мира, Россия остается страной своей культуры, отличаясь присущей ей спецификой не только в бытность СССР, но и в постсоветское время с его рыночной экономикой, коммерческими отношениями, которые уже в течение нескольких веков распространены во многих мировых державах.

Несмотря на смену экономического вектора развития и схожие принципы современного государственного устройства, продолжается отторжение нашей страны от западного мира в целом, политическая парадигма демократии которого довольно неустойчива, отличается нарочитой избранностью, двусмысленностью, циничным прагматизмом, скрывающимся под маской мультикультурализма. Последние военные события в Украине и в Европе с переселением ближневосточных народов, информационное противостояние и экономические санкции явились тому ярким примером. Вместе с тем необходимо отметить, что такое противостояние проявляется не только в политической сфере, обусловленной стремлением англо-саксонского истеблишмента к мировому господству, но и в культурной.

Для Цитирования:
Поляков Александр Федорович, Россия и Запад: векторы культуры. Вопросы культурологии. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: