Статья поступила 29.09.2016 г.
С каждым годом медийная аудитория растет. Например, согласно порталу Internet WorldStats, количество пользователей сети интернет за период с 2000-го по 2015 г. увеличилось на 832,5 % и достигло 3 366 261 156 человек, что является почти половиной населения мира [9]. Половину всех пользователей данной сети [4] составляют люди от 15 до 30 лет, кого, по «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», называют молодежью [2]. По мнению В. Т. Лисовского, молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции [1].
Интернет приобрел функции пространства для социализации различных групп общества. Статистические данные о возрастном составе пользователей интернета, широкие возможности для сохранения анонимности и другие различные аспекты функционирования интернета позволяют говорить о том, что наиболее уязвимым объектом для кибермоббинга (кибербуллинга/киберхулиганства) является молодежь. В данной статье рассматриваются причины возникновения кибермоббинга (cyberbullying) среди молодежи, а также его формы, функции и способы защиты от него.
Директор Центра за безопасное и ответственное использование интернета Нэнси Виллард определяет кибермоббинг следующим образом: «Кибермоббинг — это рассылка личных сообщений или публикация постов, содержащих вредоносный или иной материал, несущий социальную агрессию, посредством сети интернет или других цифровых технологий. Данная онлайн-коммуникация может быть опасна. Она происходит в семи случаях из двадцати четырех. Вредоносный текст или изображение распространяются моментально и часто не могут быть полностью удалены. Подростки, ставшие жертвой кибермоббинга, неохотно делятся произошедшим с родителями, так как боятся реакции, запретов на использование интернета и возможной расплаты со стороны интернеттролля» [6].