Функция интеллигенции как социальной группы рассматривается как функция информационного посредника. В рамках посреднической деятельности медиатор заинтересован в поддержании постоянной неопределенности и коммуникативных затруднений. Посредник (инфо-компрадор) эксплуатирует ситуацию конвертации традиционного общества в систематику новоевропейской цивилизации. Посредника волнует оптимизация собственного положения, а не повышение адаптивности и взаимопонимания традиционного и новоевропейского общества.
В статье рассматриваются концепции американского мифолога Д. Кэмпбелла относительно различий духовных культур традиционного Востока и Запада, начиная с эпохи готики. Культуры Востока, как пишет Кэмпбелл, в основе которых лежат индуизм и буддизм, обращаются к выходу за пределы мирской обусловленности в поисках высшего «Я» человека, тождественного Абсолюту. В культурах Запада предполагается реализовывать предназначение индивида как уникальной личности с опорой на телесные, психические и интеллектуальные характеристики именно в мире, данном чувственному восприятию.
Роль искусства в культуре, в социальной и политической сферах — создавать ситуацию отзеркаливания онтологической реальности. Задача власти — создавать тотальную симуляцию реальности. В противоречии целей рождается фигура художника как контрабандиста, партизана, а искусство становится формой сопротивления.
Авторы показывают причины возрастания интереса социогуманитарных наук к проблематике исторической, культурной, коллективной памяти c 80-х гг. XX в. по настоящее время. Формирование национальных исследовательских школ memory studies (французской и немецкой) рассматривается как основное достижение этого периода. Делается вывод о том, что ориентация ведущих исследовательских школ memory studies на решение актуальных общественных задач и междисциплинарный характер новых подходов пока затрудняет создание единой мемориальной парадигмы
Религиоведческая подготовка специалистов в области культурологии направлена на раскрытие, постижение смысла, законов, направлений, движущих сил, основных этапов религиозной истории человечества и методов ее изучения, настоящего состояния религиозной сферы культуры и ее будущего
Представленная работа посвящена культуре православного христианства. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурологией и религиоведением.
В статье анализируются концепты «идея университета» в трактовке Дж. Ньюмена и К. Ясперса, «миссия университета», как он представлен Х. Ортегой-и-Гассетом, «университет в руинах» — Б. Ридингсом, рассматривается концепция университетского образования Р. Барнетта. Показано, что в концепте Б. Ридингса «университет в руинах» отражены негативные тенденции трансформации современного университета, среди которых излишняя формализация и односторонняя ориентация на экономический эффект. Делается вывод, что с позиций антропологически ориентированной культурологии воплощение идеи университета как универсальности и выполнение им культуротворческой миссии возможно на основе принципа универсального гуманизма
В статье предлагается условная модель синергии аксиологических образов, основанная на взаимодействии векторов смыслообразования в субъектно-объектных отношениях и иллюстрирующая процесс трансляции смысловых конструктов в системе «человек-среда». Новизна исследований заключается в разработке аксиологического модуля, отражающего суть культурного кода и способного служить «поверочным инструментом» в измерении семантического текста при решении проектно-эстетических задач современности.
В статье предпринята попытка создания методологического алгоритма исследования текстов промышленной архитектуры дореволюционного Саратова, который позволяет осмыслить механизм трансформации исследуемого информационного поля.
В статье анализируются различные стороны рекламной реальности. С антропологической точки зрения рассматриваются концепции виртуальной реальности. Показано, что реклама является частью антропологической реальности и подобно ей подвержена динамическим изменениям.
В основу исследования вошли документы фондов Центрального государственного исторического архива СанктПетербурга, Российского государственного исторического архива, часть которых ранее не была опубликована. Представлены этапы и социально-образовательные условия появления в начале XX в. Школы народного искусства в Санкт-Петербурге. Охарактеризована специфика становления обучения рукоделию девочек и девушек в России, что повлияло на создание Школы народного искусства.
В статье прослеживается история музейной институциализации цифрового искусства, а также осуществляется попытка выявить проблемное поле бытования цифрового искусства в музейном контексте. Рассмотрение специфики репрезентации и коллекционирования цифрового компьютерного искусства в виртуальном и реальном музейном пространстве позволяет наметить основные характеристики и тенденции развития феномена Музея цифрового искусства.
В статье изложены размышления автора о наиболее важных и актуальных вопросах и проблемах российской культуры и культурологии, представленных в книге известного отечественного учёного, члена-корреспондента РАН А. С. Запесоцкого. Автор статьи старался в сжатой форме отразить многогранные научные интересы А. С. Запесоцкого в сфере культуры и образования.