Статья поступила 05.02.2016 г.
Одним из компонентов культурологического образования является религиоведческая составляющая. В основные образовательные программы включаются история, социология и психология религии, такие курсы как «Библия и Коран — памятники культуры», «Библейские сюжеты в произведениях искусства», феноменология религии, другие религиоведческие дисциплины. Возможности пополнения полученных в учебном заведении сведений, углубления знаний предоставляют религиоведческие публикации в журнале «Вопросы культурологии». В результате обучения выпускники специальности «культурология» готовы к проведению вузовских религиоведческих курсов, прежде всего истории религии, а также школьных курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы мировых религиозных культур». Значимость религиоведческих знаний возрастает в связи с возможным переходом к изучению указанных дисциплин учащимися 1–11 классов российских школ. Такой переход может расширить сферу трудоустройства выпускников культурологических кафедр.
В изучении религиоведческих курсов присутствует мировоззренческая составляющая, связанная с убеждениями, индивидуальными предпочтениями учащихся. С одной стороны, современное образование является научным: школа — поле, где ребенок встречается с наукой. В светских вузах образование имеет базой научные идеи. С другой стороны, мировоззренческие установки заметного числа учащихся формируются и под влиянием религиозных образов.
Некоторые темы верующие учащиеся, православная общественность, последователи ислама воспринимают болезненно. Люди начинают писать жалобы, справедливо требовать уважения к их религиозным чувствам.
Когда студенты-культурологи проходят практику в школах, в негуманитарных институтах университета, случается, их просят дать однозначный ответ на вопрос о существовании Бога. «Есть Бог или Его нет?» — с таким вопросом дети обращаются и к своим школьным наставникам. Как выяснилось, учителя поступают дипломатично: они предлагают детям спросить об этом дома своих родителей.