По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.82

Религиоведение в системе культурологического образования

Муравьев Виктор Викторович ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55, E-mail: chylib@outlook.com

Религиоведческая подготовка специалистов в области культурологии направлена на раскрытие, постижение смысла, законов, направлений, движущих сил, основных этапов религиозной истории человечества и методов ее изучения, настоящего состояния религиозной сферы культуры и ее будущего

Литература:

1. Азербайджани Масуд, Мусави–Асл Сейед Махди. Введение в психологию религии. — М.: Вече, 2012. — 192 с.

2. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций // Философия истории: Антология. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 31–37.

3. Далай — лама XIV. Буддизм Тибета. — М.: Эксмо, 2009. — 192 с.

4. Ермишин О. Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии. — М.: Изд — во ПСТГУ, 2012. — 224 с.

5. Мюррей Майкл, Рей Майкл. Введение в философию религии. — М.: ББИ, 2010. — 410 с.

6. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. — М.: Наука, 1990. — 319 с.

7. Синергетическая философия истории / Под ред. В. П. Бранского и С. Д. Пожарского. — СПб.: Копи — Принт, 2009. — 400 с.

8. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 544 с.

9. Социология религии / Под ред. С. И. Самыгина. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 314 с.

10. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. — М.: Академический проект, 2012. — 622 с.

Статья поступила 05.02.2016 г.

Одним из компонентов культурологического образования является религиоведческая составляющая. В основные образовательные программы включаются история, социология и психология религии, такие курсы как «Библия и Коран — памятники культуры», «Библейские сюжеты в произведениях искусства», феноменология религии, другие религиоведческие дисциплины. Возможности пополнения полученных в учебном заведении сведений, углубления знаний предоставляют религиоведческие публикации в журнале «Вопросы культурологии». В результате обучения выпускники специальности «культурология» готовы к проведению вузовских религиоведческих курсов, прежде всего истории религии, а также школьных курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы мировых религиозных культур». Значимость религиоведческих знаний возрастает в связи с возможным переходом к изучению указанных дисциплин учащимися 1–11 классов российских школ. Такой переход может расширить сферу трудоустройства выпускников культурологических кафедр.

В изучении религиоведческих курсов присутствует мировоззренческая составляющая, связанная с убеждениями, индивидуальными предпочтениями учащихся. С одной стороны, современное образование является научным: школа — поле, где ребенок встречается с наукой. В светских вузах образование имеет базой научные идеи. С другой стороны, мировоззренческие установки заметного числа учащихся формируются и под влиянием религиозных образов.

Некоторые темы верующие учащиеся, православная общественность, последователи ислама воспринимают болезненно. Люди начинают писать жалобы, справедливо требовать уважения к их религиозным чувствам.

Когда студенты-культурологи проходят практику в школах, в негуманитарных институтах университета, случается, их просят дать однозначный ответ на вопрос о существовании Бога. «Есть Бог или Его нет?» — с таким вопросом дети обращаются и к своим школьным наставникам. Как выяснилось, учителя поступают дипломатично: они предлагают детям спросить об этом дома своих родителей.

Для Цитирования:
Муравьев Виктор Викторович, Религиоведение в системе культурологического образования. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: