Статья поступила 25.11.2015 г
Достижения традиционного прикладного искусства всегда определяло образование, которое из подсадничества и ученичества в XVIII и XIX вв. развилось в государственную систему среднего и высшего профессионального образования.
В XIX и XX вв. в России возникли новые учебные заведения, готовившие профессионалов в области традиционного прикладного искусства. Среди них Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам — один из старейших центров художественного образования в области декоративноприкладного искусства, основанный графом С. Г. Строгановым (с 1860 г. — Строгановское училище технического рисования).
С 1796 г. императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла I, взяла под свое ведение воспитательные дома и Смольный институт. В 1828 г. было учреждено ведомство, названное в ее честь, где сложилась система женских учебных заведений [1. С. 83]. Искусству уделялось внимание в мариинских училищах (с 1862 г. — мариинских гимназиях) и мариинских институтах. Мариинские женские училища составляли промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, были предназначены для девушек низших слоев городского населения, не нуждающихся в гимназическом образовании и не имеющих доступа к простой школе грамотности. Их целью было не только формирование религиозно-нравственной воспитанности учениц, знание ими предметов, но и подготовка учениц к изучению ремесел через чистописание, рисование, черчение, рукоделие. При этом училища имели общеобразовательный, а не ремесленный характер, поэтому позволяли осваивать законченное элементарное образование. В них принимались на обучение девочки 9–11 лет за плату 30 рублей в год. Курс учения был четырехгодичный. Мариинские училища были открыты в Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке, Симбирске, Батуме, Самарканде и других городах. В дальнейшем училища были переименованы в гимназии, в которых сохранилось обучение рукоделию. К январю 1898 г. количество женских профессиональных школ и общеобразовательных учебных заведений с преподаванием рукоделия увеличилось до 270 [2. С. 302].