По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.3:7.03

Создание Школы народного искусства: взгляд из настоящего в прошлое

Максимович Валентина Федоровна ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: vshni@mail.ru
Александрова Наталья Михайловна ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: profped@bk.ru

В основу исследования вошли документы фондов Центрального государственного исторического архива СанктПетербурга, Российского государственного исторического архива, часть которых ранее не была опубликована. Представлены этапы и социально-образовательные условия появления в начале XX в. Школы народного искусства в Санкт-Петербурге. Охарактеризована специфика становления обучения рукоделию девочек и девушек в России, что повлияло на создание Школы народного искусства.

Литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — 527 с.

2. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998. — Т. 1 — А-Л. — 567 с.

3. ЦГИА СПб, ф. 535, оп. 1, ед.хр. 568, д. 45 Дело канцелярии Императорского женского патриотического общества «Об экзаменах по общеобразовательным и рукодельным предметам выпускным воспитанницам школ общества».

4. ЦГИА СПб, ф. 535, о. 1, д. 59, с. 84–85.

5. Послесловие. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу / Автор- Некрасова М. А. составитель, научный редактор М. А. Некрасова /Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность. — М.: Союз дизайн, 2013. — 589 с.

6. Отчет основанной ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны Женской Школы «Народного Искусства» за 1912 год. — С.-Петербург, 1913. — 47 с.

7. Пономарева Н. И. Опыт императрицы Александры Федоровны государственной поддержки народных художественных промыслов Основание школы народного искусства / Автор-составитель, научный редактор М. А. Некрасова / Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность. — М.: Союз дизайн, 2013. — С. 575–588.

8. Школа Народного Искусства. Объяснительная записка к общей Шнейдер В. П. программе в Отчете основанной ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны Женской Школы «Народного Искусства» за 1912 год. — С.-Петербург, 1913. — С. 43–44.

9. Объяснительная записка к Уставу состоящей под покровительством ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны Женской Школы «Народного Искусства». — С.-Петербург, 1912. — 4 с.

10. Н. Е. Лансере / Г. А. Оль, Н. Н. Лансере. — Л.: Стройиздат, Оль Г. А., Лансере Н .Н. Ленингр. отд-ние, 1986. — 85 с.

Статья поступила 25.11.2015 г

Достижения традиционного прикладного искусства всегда определяло образование, которое из подсадничества и ученичества в XVIII и XIX вв. развилось в государственную систему среднего и высшего профессионального образования.

В XIX и XX вв. в России возникли новые учебные заведения, готовившие профессионалов в области традиционного прикладного искусства. Среди них Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам — один из старейших центров художественного образования в области декоративноприкладного искусства, основанный графом С. Г. Строгановым (с 1860 г. — Строгановское училище технического рисования).

С 1796 г. императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла I, взяла под свое ведение воспитательные дома и Смольный институт. В 1828 г. было учреждено ведомство, названное в ее честь, где сложилась система женских учебных заведений [1. С. 83]. Искусству уделялось внимание в мариинских училищах (с 1862 г. — мариинских гимназиях) и мариинских институтах. Мариинские женские училища составляли промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, были предназначены для девушек низших слоев городского населения, не нуждающихся в гимназическом образовании и не имеющих доступа к простой школе грамотности. Их целью было не только формирование религиозно-нравственной воспитанности учениц, знание ими предметов, но и подготовка учениц к изучению ремесел через чистописание, рисование, черчение, рукоделие. При этом училища имели общеобразовательный, а не ремесленный характер, поэтому позволяли осваивать законченное элементарное образование. В них принимались на обучение девочки 9–11 лет за плату 30 рублей в год. Курс учения был четырехгодичный. Мариинские училища были открыты в Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке, Симбирске, Батуме, Самарканде и других городах. В дальнейшем училища были переименованы в гимназии, в которых сохранилось обучение рукоделию. К январю 1898 г. количество женских профессиональных школ и общеобразовательных учебных заведений с преподаванием рукоделия увеличилось до 270 [2. С. 302].

Для Цитирования:
Максимович Валентина Федоровна, Александрова Наталья Михайловна, Создание Школы народного искусства: взгляд из настоящего в прошлое. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: