По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Анализ различий духовных культур Востока и Запада в труде «Маски Бога» Д. Кэмпбелла

Гришин Михаил Владимирович ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, E-mail: grishin.mihail@yandex.ru

В статье рассматриваются концепции американского мифолога Д. Кэмпбелла относительно различий духовных культур традиционного Востока и Запада, начиная с эпохи готики. Культуры Востока, как пишет Кэмпбелл, в основе которых лежат индуизм и буддизм, обращаются к выходу за пределы мирской обусловленности в поисках высшего «Я» человека, тождественного Абсолюту. В культурах Запада предполагается реализовывать предназначение индивида как уникальной личности с опорой на телесные, психические и интеллектуальные характеристики именно в мире, данном чувственному восприятию.

Литература:

1. Кэмпбелл Д. Маски Бога. Созидательная мифология. Том I, книга вторая. — М., 1998.

2. Wichmann S. Japonism. The Japanese infl uence on Western art since 1858. — London, 1981.

3. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — М., 2015.

4. Рошак Т. Истоки контркультуры. — М., 2014.

5. Элиаде М. Посулы равноденствия. Жатва солнцеворота. — М., 2008.

6. Гессе Г. Игра в бисер // Собр. соч. в 8-ми томах. Т. 5. — М. — Харьков, 1994.

7. Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М., 1988.

8. Шилдс Д., Салерно Ш. Сэлинджер. — М., 2015.

9. Конзе Э. Буддизм. Сущность и развитие. — СПб., 2003.

10. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. — СПб., 2006.

Статья поступила 27.01.2016 г

Американский специалист по сравнительным исследованиям в области мифологии Д. Кэмпбелл во второй половине ХХ в. был одним из самых признанных научных авторитетов в сфере интерпретации мифологических образов.

В своих получивших широкую известность и признание в научных кругах работах «Герой с тысячью лиц» (1948) и, особенно, в четырехтомном исследовании «Маски Бога» (1959–1970) Д. Кэмпбелл на основе анализа колоссального историко-культурного материала образов и сюжетов мифологий Востока и Запада, от архаики до ХХ в., опираясь на аналитическую психологию К. Г. Юнга и, особенно, на его теорию «архетипов», рассматривает «маски Бога», т. е. те культурно обусловленные формы, которые являют собой образно-символическое «воплощение» через миф универсальных структур человеческой психики.

В данной статье предполагается рассмотреть только один, но в то же время чрезвычайно важный аспект фундаментального труда Д. Кэмпбелла — тезис о «культурном» перевороте в западном сознании, начавшемся приблизительно с XII в., и определившем, по Кэмпбеллу, радикальный «разрыв» с Востоком, с теми духовными постулатами, на которые человечество опиралось в течение нескольких тысячелетий.

Новую эпоху в развитии мировых цивилизаций, предопределившую уникальность «западного культурного проекта» в сравнении с культурами Востока, можно охарактеризовать как формирование на Западе, начиная с эпохи готики и до ХХ в., принципиально иных, чем в «Азии», отношений и способов взаимодействия между человеком и Богом, человеком и предшествующей культурной традицией, предполагающих новое понимание жизненных задач и предназначения человеческой личности.

Рождение нового мировосприятия на Западе Д. Кэмпбелл, как уже было сказано выше, относит уже к готической эпохе, каковое мировосприятие находит свое образное выражение в рыцарском романе, в первую очередь к циклу о поисках священного Грааля. Так, по словам Д. Кэмпбелла, в романе «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха «благом должно стать наступление нового века человеческого духа — века светской духовности, который питали бы люди, исполненные ответственности за самих себя, действующие не с позиции неких общих законов, призванных выражать волю или особенности какого-то личного бога или безличной вечности, но каждый с позиции своего собственного развивающегося осознания блага. Идея эта явно и исключительно европейская… Уже давно исследуя мифологию народов мира, мы с вами не встречали ничего подобного» [1. C. 208].

Для Цитирования:
Гришин Михаил Владимирович, Анализ различий духовных культур Востока и Запада в труде «Маски Бога» Д. Кэмпбелла. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: