По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2+008

Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 3*

Круглова Лариса Константиновна ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова», Россия, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7, E-mail: lkkruglova@gmail.com

В статье анализируются концепты «идея университета» в трактовке Дж. Ньюмена и К. Ясперса, «миссия университета», как он представлен Х. Ортегой-и-Гассетом, «университет в руинах» — Б. Ридингсом, рассматривается концепция университетского образования Р. Барнетта. Показано, что в концепте Б. Ридингса «университет в руинах» отражены негативные тенденции трансформации современного университета, среди которых излишняя формализация и односторонняя ориентация на экономический эффект. Делается вывод, что с позиций антропологически ориентированной культурологии воплощение идеи университета как универсальности и выполнение им культуротворческой миссии возможно на основе принципа универсального гуманизма

Литература:

1. Осмысление университета. // Теоретические вопросы образова- Барнетт Р. ния [Электронный ресурс.]: Хрестоматия / Сост., под ред. М. А. Гусаковского. — Минск — 2013. — С. 5–30.

2. Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика / Гулыга А. В. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М., 1984. — С. 350–356.

3. / А. М. Корбут. От переводчика // Ридингс Б. Университет в руи- Корбут А. М. нах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; под общей редакцией М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2009. — С. 14–16.

4. В. Гумбольдт и антропологический принцип в культурологии: Круглова Л. К. культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. — СПб.: СПбГУ, 2005. — С. 85–88.

5. ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: PRO ET CONTRA / Семиозис Круглова Л. К. и культура: интеллектуальные практики: монография. Гл. 2. — Сыктывкар, 2013. — С. 56–63.

6. Концепт «Антропологическая структура культуры»: эвристи- Круглова Л. К.. ческий и методологический потенциал»// МИР КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России, выпуск II. Изд. РХГА. — СПб., 2012. — С. 194–206

7. Культурология. — СПб., 2008. — 502 с. Круглова Л. К.

8. Универсальный гуманизм как принцип решения проблемы Круглова Л. К. разнообразия и единства культур./ Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сб. научных статей. Изд. СПбКО. — СПб., 2010. — С. 134–138.

9. Человек как проблема философии, философии культуры и куль- Круглова Л. К. турологии // «Человек. Культура. Образование». Научно-образовательный и методический журнал. —2015 — №2(16) — Сыктывкар. — С. 33–52.

10. Опыт культурологии // Вопросы культурологии. — 2015. — Мартынов В. А. №3. — С. 33–45.

11. Идея университета / Дж. Г. Ньюмен; перевод с английского Ньюмен Дж. Г. С. Б. Бенедиктова, под общ. ред. М. А Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 208 с.

12. Миссия университета. / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с испан- Ортега-и-Гассет Х. ского М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общей ред. М. А. Гусаковского — Минск: БГУ, 2005. — 104 с.

13. Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретиче- Рамишвили Г. В. ского языкознания / Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М., 1984. — С. 5–37.

14. Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; под Ридингс Б. общей редакцией М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2009. — 248 с.

15. Идея университета / Карл Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой, ред. Ясперс К. перевода О. Н. Шмарага; под общей ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. 2016. № 2, 3.

Статья поступила 24.09.2015 г

Во второй части данной статьи речь шла о том, что анализ концепта «университет в руинах» Б. Ридингса и модели университета, построенного на принципе неопределенности, предложенной Р. Барнеттом, выявил необходимость обращения к культурологической проблематике. При этом надо отметить, что «культура» не занимает сколько-нибудь значительного места в теоретических построениях Барнетта. Что касается Ридингса, то у него концепт «культура» имеет основополагающее значение. Однако, как уже говорилось выше, концепт «культура» он считает тождественным по смыслу концепту «национальная культура».

К такому умозаключению Ридингса приводит логика, лежащая в основе методологии так называемых «культурных исследований» («cultural studies») — очень авторитетному на Западе направлению исследований, ставящему своей задачей изучение отдельных культурных феноменов и процессов. Несколько скептически относясь к «культурным исследованиям», Ридингс тем не менее принимает их основную посылку — отказ от понимания и определения культуры как целостности. Концепт «культура» у Ридингса строго привязан к национальному государству и теряет свой смысл и свою значимость вместе с утратой своего значения и влияния национальным государством и национальной культурой. Здесь прежде всего следует отметить, что слухи о кончине национального государства и национальной культуры сильно преувеличены. Неожиданным сюрпризом глобализации явилось как раз обострение внимания к национальным интересам, которые призвано защищать национальное государство и, соответственно, к национальной культуре как фактору национальной интеграции. В результате глобализация самым парадоксальным образом подняла волну национализма, межрелигиозной и межконфессиональной вражды и других дезинтеграционных процессов. Все это делает необходимым поиски путей и способов построения глобальной культуры [5], которая могла бы сыграть роль мощного интеграционного фактора, способствующего осуществлению глобализации с человеческим лицом. Совершенно очевидно, что такого рода теоретическая работа может быть результативной и, следовательно, практически значимой только в том случае, если её методологической базой будет являться наука о культуре как таковой, т. е. культурология.

Для Цитирования:
Круглова Лариса Константиновна, Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 3*. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: