* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. 2016. № 2, 3.
Статья поступила 24.09.2015 г
Во второй части данной статьи речь шла о том, что анализ концепта «университет в руинах» Б. Ридингса и модели университета, построенного на принципе неопределенности, предложенной Р. Барнеттом, выявил необходимость обращения к культурологической проблематике. При этом надо отметить, что «культура» не занимает сколько-нибудь значительного места в теоретических построениях Барнетта. Что касается Ридингса, то у него концепт «культура» имеет основополагающее значение. Однако, как уже говорилось выше, концепт «культура» он считает тождественным по смыслу концепту «национальная культура».
К такому умозаключению Ридингса приводит логика, лежащая в основе методологии так называемых «культурных исследований» («cultural studies») — очень авторитетному на Западе направлению исследований, ставящему своей задачей изучение отдельных культурных феноменов и процессов. Несколько скептически относясь к «культурным исследованиям», Ридингс тем не менее принимает их основную посылку — отказ от понимания и определения культуры как целостности. Концепт «культура» у Ридингса строго привязан к национальному государству и теряет свой смысл и свою значимость вместе с утратой своего значения и влияния национальным государством и национальной культурой. Здесь прежде всего следует отметить, что слухи о кончине национального государства и национальной культуры сильно преувеличены. Неожиданным сюрпризом глобализации явилось как раз обострение внимания к национальным интересам, которые призвано защищать национальное государство и, соответственно, к национальной культуре как фактору национальной интеграции. В результате глобализация самым парадоксальным образом подняла волну национализма, межрелигиозной и межконфессиональной вражды и других дезинтеграционных процессов. Все это делает необходимым поиски путей и способов построения глобальной культуры [5], которая могла бы сыграть роль мощного интеграционного фактора, способствующего осуществлению глобализации с человеческим лицом. Совершенно очевидно, что такого рода теоретическая работа может быть результативной и, следовательно, практически значимой только в том случае, если её методологической базой будет являться наука о культуре как таковой, т. е. культурология.