По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Отечественная интеллигенция: путь компрадора

Уваров Павел Борисович ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Россия, 454080, Челябинск, просп. Ленина, 69, E-mail: pbuvar@mail.ru

Функция интеллигенции как социальной группы рассматривается как функция информационного посредника. В рамках посреднической деятельности медиатор заинтересован в поддержании постоянной неопределенности и коммуникативных затруднений. Посредник (инфо-компрадор) эксплуатирует ситуацию конвертации традиционного общества в систематику новоевропейской цивилизации. Посредника волнует оптимизация собственного положения, а не повышение адаптивности и взаимопонимания традиционного и новоевропейского общества.

Литература:

1. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М. А. Фило- Бакунин М. А. софия. Социология. Политика. — М.: Издательство «Правда», 1989.

2. Воспоминания: в 2-х т. — М.: Худож. лит., 1965. -Т. 2. Боборыкин П. Д.

3. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1978. Бэкон Ф.

4. По ту сторону постсоветской социологии: парадоксы и тавто- Вахштайн В. логии // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения. — М.: Университетская книга, 2009.

5. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 29. Кн.1. — Л.: Наука, Ленинград- Достоевский Ф. М. ское отделение, 1986.

6. Письмо француженки // Ключевский В. О. Неопубликованные Ключевский В. О. произведения. — М.: Наука, 1983.

7. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. — Левин З. И. М.: Восточная литература, 1999. — с. 12.

8. Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических Лосев А. Ф. основах исчисления бесконечно-малых // Лосев А. Ф. Хаос и структура. — М.: Мысль, 1997.

9. Синтез в переходном обществе: Китай на Непомнин О. Е., Меньшиков В. Б. грани эпох. — М.: Восточная литература, 1999.

10. Избранные социально-политические и философские произве- Огарёв Н. П. дения. — М.: Гослитиздат, 1956. Т. 2.

11. Александр Радищев // Пушкин А. С. Мысли о литературе. — М.: Пушкин А. С. Современник, 1988.

12. Мимолетное. 1915 год // Розанов В. В. Собрание сочинений. Розанов В. В. Мимолетное. — М.: Республика, 1994.

13. Опавшие листья // Сочинения. Т. 2. — М.: Правда, 1990. Розанов В. В.

14. Судьба российской интеллигенции: сб. — СПб.: СПбГУП, 1999.

15. Начала и концы. Либералы и террористы // Тихомиров Л. А. Тихомиров Л. А. Критики демократии. — М.: Москва, 1997.

16. Мечта // Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. — Ленинград: Хомяков А. С. Советский писатель, 1969.

17. Теории примитивной религии. — М.: ОГИ, 2004. Эванс-Притчард Э.

18. Хлыст (Секты, литература и революция). — М.: Новое литературное Эткинд А. обозрение, 1998.

19. Цит. по: Алафаев А. А. Русское европейство: (Из истории либерально-конституционного движения на рубеже 1870–1880-х гг.). — М., 1998.

20. Цит по: Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан // Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2 т. Т. 2. Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников. — М.: Аспект Пресс, 1994.

Статья поступила 27.04.2015 г

31 августа 1915 г. В. В. Розанов записывает за чтением газет: «Пока не передавят интеллигенцию — России нельзя жить. Ее надо просто передавить. Убить» [12. С. 292].

Именно этот, по-розановски экспрессивный вопль, навечно перевел тему российской интеллигенции в разряд актуальнейших, по крайней мере, в отечественной гуманитаристике.

Считаем необходимым солидаризоваться с точкой зрения В. С. Вахштайна на то, что «хорошим тоном» в области социальных наук является отчетливое заявление автором принимаемых им самим допущений: «Исследователь видит мир таким, каким его делает доступным взгляду его собственный теоретический словарь. Изменяя «настройки» теории, мы изменяем пространство ее «оптических» возможностей <…> В конечном счете, исследователь может действовать лишь в границах «видимого», поскольку используемые им понятия являются «условиями видимости» изучаемых им объектов, всякое исследовательское действие, т. е. действие эпистемическое, направленное на приращение знания об объекте, оказывается «оптически заданным»: невозможно изучать то, чего нет в словаре исследователя. Поэтому «теория» (выбранная осознанно или принятая имплицитно) есть в любом эпистемическом действии» [4. С. 21,22].

Наша теоретико-методологическая «оптика» базируется на коммуникативной теории исторического процесса, суть которой заключается в предельном допущении о природе исторической реальности и максимальном использовании в связи с этим возможностей дедуктивно-археологического подхода1.

Результаты применения заявленного эпистемологического комплекса по проблематике интеллигенции нашли свое отражение в ряде монографий и статей2 и кратко могут быть изложены в следующем виде.

С точки зрения автора интеллигенция как социально значимая группа зарождается при переходе в рамках западноевропейской цивилизации от религиоцентристского к современному, инновационному/информационному обществу. Ее социальным конституирующим признаком является исполнение посреднических информационных функций в рамках цивилизации неопределенностного, плюралистического характера. Хаос инновационной коммуникации породил в обществе потребность в ежедневной социальной навигации.

Для Цитирования:
Уваров Павел Борисович, Отечественная интеллигенция: путь компрадора. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: