Статья поступила 27.04.2015 г
31 августа 1915 г. В. В. Розанов записывает за чтением газет: «Пока не передавят интеллигенцию — России нельзя жить. Ее надо просто передавить. Убить» [12. С. 292].
Именно этот, по-розановски экспрессивный вопль, навечно перевел тему российской интеллигенции в разряд актуальнейших, по крайней мере, в отечественной гуманитаристике.
Считаем необходимым солидаризоваться с точкой зрения В. С. Вахштайна на то, что «хорошим тоном» в области социальных наук является отчетливое заявление автором принимаемых им самим допущений: «Исследователь видит мир таким, каким его делает доступным взгляду его собственный теоретический словарь. Изменяя «настройки» теории, мы изменяем пространство ее «оптических» возможностей <…> В конечном счете, исследователь может действовать лишь в границах «видимого», поскольку используемые им понятия являются «условиями видимости» изучаемых им объектов, всякое исследовательское действие, т. е. действие эпистемическое, направленное на приращение знания об объекте, оказывается «оптически заданным»: невозможно изучать то, чего нет в словаре исследователя. Поэтому «теория» (выбранная осознанно или принятая имплицитно) есть в любом эпистемическом действии» [4. С. 21,22].
Наша теоретико-методологическая «оптика» базируется на коммуникативной теории исторического процесса, суть которой заключается в предельном допущении о природе исторической реальности и максимальном использовании в связи с этим возможностей дедуктивно-археологического подхода1.
Результаты применения заявленного эпистемологического комплекса по проблематике интеллигенции нашли свое отражение в ряде монографий и статей2 и кратко могут быть изложены в следующем виде.
С точки зрения автора интеллигенция как социально значимая группа зарождается при переходе в рамках западноевропейской цивилизации от религиоцентристского к современному, инновационному/информационному обществу. Ее социальным конституирующим признаком является исполнение посреднических информационных функций в рамках цивилизации неопределенностного, плюралистического характера. Хаос инновационной коммуникации породил в обществе потребность в ежедневной социальной навигации.