Статья поступила 23.08.2015 г.
Что представляет собой рекламная реальность? В философии под реальностью понимается вся существующая действительность, которая может быть как объективной (материальной), так и субъективной (нематериальной). Как объективная реальность реклама предстаёт в своём материальном проявлении (в различных рекламных средствах и формах). Субъективную реальность рекламы можно определить как явление сознания, возникающее при восприятии человеком рекламных текстов и образов.
С культурологической точки зрения существует два противопоставляемых друг другу типа реальности: реальность Природы и непосредственно созданная человеком реальность Культуры. Культура в свою очередь подразделяется на такие исторически обусловленные реальности существования человека как: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем и реальность социального пространства. Основным свойством, отличающим культурную реальность от природной, является наличие в ней такого специфического атрибута, как смысл. Культура при этом предстаёт как вдохновляющий и сплачивающий людей смысловой мир, который передаётся из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения человека.
В этом контексте создаваемый человеком мир рекламной реальности представляет собой субъективно-объективную «рекламную картину мира», которую В. Т. Ганжин определяет как общее смысловое пространство действия различных участников рекламного процесса. Рекламная картина мира полностью соответствует содержанию рекламного процесса и его информационно-знаковой и социально-коммуникативной направленности.
Рекламная реальность неотделима от реального товарного мира производителей, потребительского мира покупателей, саморегулирующегося мира законодателей и рекламистов, т. к. складывается из ценностных ориентаций, профессиональных, гражданских и потребительских притязаний всех участников рекламной деятельности [2. С. 143–144].
С наступлением третьего тысячелетия в антропологической реальности всё больше места отводится виртуальной реальности, характеризующейся перемещением человека «из реальной предметной действительности в действительность знаковую — действительность рекламы, пиара, масс-медиа и различного рода технологий, которые не имеют вещного естественного референта» [6. С. 76]. Антропологическая реальность динамична, в ней находят отражение все изменения, происходящие с человеком и в человеке. В концепции энергийной антропологии С. С. Хоружего антропологическая реальность рассматривается в плане энергии, в измерении бытия-действия, где центральным понятием становится «энергийный образ» человеческого существа — меняющаяся динамичная совокупность всех его разнородных и разнонаправленных энергий [8]. Виртуальная реальность в его понимании представляет собой «недовоплощённую антропологическую реальность», не получившую части свойств действительной, полномерной реальности, как бы клубящуюся вокруг реальности полноценного, невиртуального опыта.