По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008.001.14

Антропологическая реальность рекламы

Кошетарова Людмила Николаевна ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный институт культуры», Россия, 625000, Тюмень, ул. Республики, 19, E-mail: ljudmila-k2002@mail.ru

В статье анализируются различные стороны рекламной реальности. С антропологической точки зрения рассматриваются концепции виртуальной реальности. Показано, что реклама является частью антропологической реальности и подобно ей подвержена динамическим изменениям.

Литература:

1. Бодрийар Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 2001. — 218 с.

2. Боровинская Д. Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей: монография. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2010. — 128 с.

3. Ганжин В. Т. Основы рекламного мышления. — М.: Фонд НИМБ, 2001. — 289 с.

4. Гиренок Ф. И. Антропология виртуальности [Электронный ресурс.] // Полигнозис. — № 4. — 1998. — ULR: http://www.polygnozis.ru/default.asp?num =6&num2=309

5. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. — СПб.: Владимир Даль, 2001. — 331 с.

6. Очерки теории и истории культуры ХХ века / Отв. ред. Ю. В. Петров. — Томск: Томский гос. ун-т, 2007. — 440 с.

7. Сибин М. С. Реклама как продуцент виртуальной реальности // Омский научный вестник. — 2009. — № 3 (78). — С. 106–109.

8. Хоружий С. С. Заметки к энергийной антропологии // Вопросы философии. — 1999 — №3. — С. 55–84.

9. Хоружий С. С. К антропологической модели третьего тысячелетия // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. — М.: ИФ РАН — 2002. — С. 108–136.

Статья поступила 23.08.2015 г.

Что представляет собой рекламная реальность? В философии под реальностью понимается вся существующая действительность, которая может быть как объективной (материальной), так и субъективной (нематериальной). Как объективная реальность реклама предстаёт в своём материальном проявлении (в различных рекламных средствах и формах). Субъективную реальность рекламы можно определить как явление сознания, возникающее при восприятии человеком рекламных текстов и образов.

С культурологической точки зрения существует два противопоставляемых друг другу типа реальности: реальность Природы и непосредственно созданная человеком реальность Культуры. Культура в свою очередь подразделяется на такие исторически обусловленные реальности существования человека как: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем и реальность социального пространства. Основным свойством, отличающим культурную реальность от природной, является наличие в ней такого специфического атрибута, как смысл. Культура при этом предстаёт как вдохновляющий и сплачивающий людей смысловой мир, который передаётся из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения человека.

В этом контексте создаваемый человеком мир рекламной реальности представляет собой субъективно-объективную «рекламную картину мира», которую В. Т. Ганжин определяет как общее смысловое пространство действия различных участников рекламного процесса. Рекламная картина мира полностью соответствует содержанию рекламного процесса и его информационно-знаковой и социально-коммуникативной направленности.

Рекламная реальность неотделима от реального товарного мира производителей, потребительского мира покупателей, саморегулирующегося мира законодателей и рекламистов, т. к. складывается из ценностных ориентаций, профессиональных, гражданских и потребительских притязаний всех участников рекламной деятельности [2. С. 143–144].

С наступлением третьего тысячелетия в антропологической реальности всё больше места отводится виртуальной реальности, характеризующейся перемещением человека «из реальной предметной действительности в действительность знаковую — действительность рекламы, пиара, масс-медиа и различного рода технологий, которые не имеют вещного естественного референта» [6. С. 76]. Антропологическая реальность динамична, в ней находят отражение все изменения, происходящие с человеком и в человеке. В концепции энергийной антропологии С. С. Хоружего антропологическая реальность рассматривается в плане энергии, в измерении бытия-действия, где центральным понятием становится «энергийный образ» человеческого существа — меняющаяся динамичная совокупность всех его разнородных и разнонаправленных энергий [8]. Виртуальная реальность в его понимании представляет собой «недовоплощённую антропологическую реальность», не получившую части свойств действительной, полномерной реальности, как бы клубящуюся вокруг реальности полноценного, невиртуального опыта.

Для Цитирования:
Кошетарова Людмила Николаевна, Антропологическая реальность рекламы. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: